Классификация и методы оценки коммерческого риска в маркетинге

Страницы работы

Содержание работы

Классификация и методы оценки коммерческого риска в маркетинге.

Риск – вероятность убытков или потерь (расходы оказались выше, доходы оказались ниже).

Необходимо:

·  свести к минимуму;

·  спрогнозировать и подготовиться.

Факторы уязвимости и стабильности (Gilbreath R. D.):

Уязвимости

Стабильности

Ориентация на явления моды

Ориентация на базовые ценности

Узкое применение изделий

Разнообразие применений изделия

Зависимость от конкретной технологии

Наличие альтернативных технологий

Единая сеть сбыта

Несколько сетей сбыта

Высокая степень капитализации и связанность инвестиций

Аренда, лизинг, совместное владение собственностью

Имидж ограниченности

Имидж универсальности

Базирование на неконтролируемые факторы

Базирование на стабильные факторы

масштаб риска

 

Day G. S.

 


1.  Требуется постоянное слежение и принятие мер (корректирующих воздействий).

2.  Разработка антикризисных планов и поиск возможных путей контроля.

3.  Оперативное управление, которое не требует процедур.

4.  Вырабатываются правдоподобные гипотезы и учитываются мелкие неприятности.

Характерные признаки кризисной ситуации (Ансофф):

·  события возникают внезапно, непредвиденно;

·  в отношении возникших проблем у предприятия нет предыдущего опыта и наработок;

·  не способность к быстрой реакции может приводить к серьезным потерям;

·  экстренная реакция не может быть выработана в рамках обычных структур и процедур.

Классификация факторов риска:

Уровни риска \    Факторы риска

Нормальный

Повышенный

Недопустимый

Информационный

Фирма и продукция хорошо известны на рынке

Фирма имеет небольшой опыт работы на этом рынке

Фирма с данным видом продукции на этот рынок никогда не выходила

Научно-технический

Имеются все необходимые разработки и know-how

Известно, где можно приобрести разработки

Источники получения разработок не известны

Финансовый

Достаточно возможности переложить часть риска на партнеров

Возможность переложить риск ограничена

Все неблагоприятные последствия достаются фирме

Экономический

Уровень цен и спроса на данную продукцию стабилен

Уровень цен и спроса на данную продукцию подвержен колебаниям

Уровень цен и спроса на данную продукцию подвержен неожиданно резким колебаниям

Юридический

Фирма имеет все необходимые патенты и лицензии

Патенты и лицензии можно приобрести свободно

Необходимые патенты и лицензии  в руках у конкурентов

Производственный

Для производства продукции есть необходимое оборудование и технология

Необходимые материалы и оборудование можно купить или арендовать

Владельцы оборудования, материалов и технологий не известны

Политико-правовой

Политическая обстановка и законодательство стабильны или их изменения не повлияют на сбыт

Политическая обстановка и законодательство подвержены изменениям

Политическая обстановка и законодательство нестабильны, возможные правовые изменения могут поставить под угрозу производство и сбыт

Кадровый

Персонал предприятия – специалисты по производству данной продукции

Предприятие имеет специалистов того же уровня, что и конкуренты

Предприятие не располагает специалистами  данной отрасли

Потери в предпринимательстве можно разделить на:

1)  Материальные – дополнительные затраты или прямые потери оборудования, имущества, сырья, энергии;

2)  Трудовые – потери рабочего времени;

3)  Финансовые – штрафы, налоги, денежных средств или ценных бумаг;

4)  Особые – нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде, престижу предприятия.

Источники потерь:

·  воздействие политических факторов;

·  степень социальной нестабильности;

·  темпы НТП;

·  несовершенство методов управления;

·  некомпетентность кадров;

·  рэкет и воровство;

·  недобросовестность/несостоятельность компаньонов;

·  состояние финансовой и банковской систем;

·  форсмажорные обстоятельства.

Виды предпринимательского риска:

·  риск выбора потребителя;

·  ошибочной стратегии;

·  конкуренции;

·  инфляции;

·  колебания цен;

·  транспортировки;

·  надежности поставщиков;

·  роста цен на сырье;

·  дефицит сырья;

·  замедления оборачиваемости оборотных средств;

·  изменения условий кредитования;

·  изменения условий налогообложения.

Существует страхование от предпринимательского риска – hedge. Основой для расчета является теория вероятности.

Можно измерить в абсолютном выражении – величиной возможных потерь -  либо  в денежном (натурально-вещественном). Оценка в относительном выражении: отношении величины возможных потерь к некоторой базе.

 


+ жизнь и здоровье людей

 

все что вложили

 

потери не > прибыли

 
                                                                                                   

Имущественное состояние

 
 


Основные прикладные способы для построения кривой риска.

Статистический метод.

Изучение статистики аналогичных видов производства, устанавливается частота появления потерь. При определении статистики потерь следует включить в общее число учитываемых случаев те сделки, в которых потерь не было.

Экспертных оценок.

 Строится путем обработки мнений опытных в данном виде деятельности специалистов.

Расчетно-аналитический.

Построение кривой распределения потерь по 4 характерным точкам.

Понятие

Обозначение

Количественное значение

1. Затраты на i–ую сделку  

Зтi

2. Расчетная прибыль

Прр

3. Расчетная выручка от i–ой сделки

РВрi

4. Имущественное состояние

Ис

5. Реальная прибыль

Пр

6. Потери прибыли

DПр

7. Вероятность получения расчетной прибыли

Вр

£1 (0,7-0,8)

8. Вероятность допустимого риска

Вд

9. Вероятность критического риска

Вкр

10. Вероятность катастрофического риска

Вкт

11. Предельное значение возникновения Вд

Кд

0,1

12. Предельное значение возникновения Вкр

Ккр

0,01

13. Предельное значение возникновения Вкт

Ккт

0,001

Условия приемлемости сделки: Вд<Кд

                                                       Вкр<Ккр

                                                       Вкт<Ккт

Предположения:

·  Наиболее вероятно получение прибыли = Прр: вероятность получения Вр – максимальна и Прр можно считать мат. ожиданием прибыли. Вероятность получения прибыли >/<Прр тем ниже, чем больше эта прибыль отличается от Прр (расчетной) – монотонно уменьшающейся от центра к краям кривой.

·  Потерями прибыли - DПр – считается ее снижение по сравнению с Прр.

                                            DПр = Прр -Пр

·  Вероятность исключительно больших потерь практически стремится к 0 и потери как правило имеют верхний предел (некоторые виды потерь количественно и финансово затруднительно оценить).

Принятые допущения условны, не для всех видов риска обязательны и базируются на гипотезе, что прибыль, как случайная величина, подчиняется нормальному закону распределения.

Определение 4 характерных точек для построения кривой вероятностей распределения возможных потерь прибыли (кривой риска):

1)  DПр = 0

В = Вр

2)  DПр = Прр

В = Вд  

3)  DПр = РВр

В = Вкр

4)  DПр = Ис

В = Вкт

В (вероятность)

 
 


      Вр

      Вд

     Вкр

DПр (потери)

 
      Вкт

0

 

Похожие материалы

Информация о работе