Принятие решений на основе коллективной экспертизы, страница 4

·  Mj - среднестатическое значение мнений экспертов по j-му направлению НИР и ОКР;

·  k10j - частота максимальных оценок, полученных j-м направлением;

·  Sj - сумма рангов, полученных j-м направлением.

На основании результатов коллективной экспертизы выдаются прогнозные данные по рассматриваемой проблеме. Эта процедура может использоваться как самостоятельная, так и зависимая при проведении работ по нормативному прогнозированию. В этом случае результаты коллективной экспертизы учитываются при построении  элементов “дерева целей” различных уровней, с указанием степени важности каждого из элементов дерева. Под деревом целей понимается структурно-иерархическая модель, отражающая соподчиненность и взаимосвязи целей и средств их достижения.

Для построения дерева целей необходимо вначале сформулировать общие вопросы (цели), а затем частные. Более высоким уровням дерева целей соответствуют вопросы развития более крупных средств достижения генеральной цели, подцелей и задач, а последующим  —  частные по отношению к вышестоящим уровням вопросы, вплоть до отдельных работ и мероприятий.

Относительная важность каждого элемента дерева целей является исходной предпосылкой при распределении ресурсов, выделенных для решения всей проблемы в целом. Эффективность применения метода коллективной экспертизы подтверждена отечественной и зарубежной практикой прогнозирования.

В студенческой практике экспертизу можно использовать при выполнении дипломной и курсовой работ, при изучении информационных источников с целью выполнения системного анализа проблемы и в процессе общественно-политической практики.

Расчеты, выполняемые при обработке результатов коллективной экспертизы и оценке элементов дерева целей.

1. Определение компетентности экспертов.

а) Коэффициент аргументированности ka  устанавливает структуру аргументов, послуживших эксперту основанием для проведения оценки.

б) Коэффициент осведомленности эксперта по обсуждаемой проблеме kос  определяется нормированием (т.е.  при пятибалльной системе умножением на 0.2) значения оценки, полученной им по соответствующей учебной дисциплине, к которой относится предлагаемая дисциплина.