Становление и развитие экономической науки. Школа экономического романтизма. Зарождение экономической мысли России и Беларуси

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Становление и развитие экономической науки в дореформенный период (вторая

                    половина ХVIII– первая половина ХIХ в.) – 4 часа

План

  1. Особенности развития товарно-денежных отношений в России: теоретические и практические проблемы.
  2. Идеи М.Сперанского, Н.Мордвинова, Н.Тургенева.
  3. Теоретическое наследие А.Герцена, Н.Огарева, Н.Чернышевского.
  4. Школа физиократов и классическая школа в Беларуси: Физиократы (Г.Страйновский, Я.Хребтович, И.Масальский). Классическая школа политэкономии в Виленском университете (Я.Знеска, Я.Вашкевич, М.Хонский, Ст.Будный).
  5. Вклад уроженцев Беларуси в мировую экономическую мысльХIХ века (Д.Журавский, Н.Бреский, Я.Ястрембский, Н.Судзиловский), Я.Яленский, В.Шкодь).
  6. Теория организации белорусского крестьянского хозяйства (А.Смолич, Я.Кисляков, С.Жданович). Теория штандорта (учет местоположения по А.Веберу) и ее представители в Беларуси (Г.Горецки)

Литература

Из истории экономической мысли России. М.: ИЭ АН СССР, 1990.

Пантин И.К., Плимак Е.Б., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. – М., 1986.

Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. -СПб, 1998, Глава 3.

Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. Т.1-3, -М., 1948-49.

Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову. -М., 1969.

Филатова Е.М. Экономические  взгляды Герцена и Огарева.- М., 1953.

Энцыклапедыя Беларусi. У 18 т. – Мн.: БелЭн, 1996-2004.

Акулич В.А. История экономических учений: методический комплекс. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006. – 142 с.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Экономические взгляды А.Герцена, Н.Огарева, Н.Чернышевского.
  2. Экономические взгляды белорусских мыслителей и аграриев.

ТЕМА  12. Маржиналистская революция. Возникновение неоклассического направления – 6 часов

Часть 1

План

1.  Маржиналистская  революция: причины и сущность.

2.  Предшественник и  маржинализма (Г.Госсен, А.Курно, И.Тюнен).

3.  Австрийские школы. Методология. Проблемы ценности хозяйственных благ. (Теории Е.Бен-Баверна и Ф.Визера).

Литература

Курно А. Исследование математических принципов теории богатства//Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков.- Т.2 М, 2005, с.74-88.

Менгер К. Основание политической экономии//Австрийская школа в политэкономии.-М., 1992.

Тюнен И. Изолированное государство/Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т.2.- М., 2005, с.64-71.

Визер Ф. Теория общественного хозяйства//Австрийская школа в политэкономии. -М., 1992.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.  Сущность и причины маржиналистской революции.

2.  Вмененная ценность и вмененные издержки австрийской школы.

3.  Идеи маржинализма в работах И.Тюнена, А.Курно, Ж.Дюпери и Г.Госсена.

Часть 2

План

1.  Американская школа маржинализма. Дж.Б.Кларк. Теория предельной производительности факторов производства. Статика и динамика экономических процессов.

2.  Экономические взгляды А.Маршалла. Кембриджская школа. Теория спроса и предложения. Теория цены. Проблемы микроэкономического анализа.

3.  Л.Вальрас, В.Парето. Лозаннская школа. Теория экономического равновесия.

4.  Объединение маржиналистских школ и становление неоклассики.

Литература

Кларк Д.Б.. Распределение богатства. М.2000.

Маршалл А.. Основы экономической науки. М., 2008.

Вальрас Л. Элементы чистой политэкономии, или теория общественного богатства. -М, 2000.

Парето В. Учебник политэкономии // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т.2.- М., 2005. с.411-416.

Майбурд Е.М. Введение в истории экономической мысли. -М., 1996, гл.21-26.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Д.Б.Кларк и его политика создания альтернативной теории распределения.
  2. Теоретическое наследие А.Маршалла.
  3. Модель общего равновесия в экономике Л.Вальраса: элементы преемственности в отношении классической политэкономии.
  4. Вклад В.Парето в формирование теории благосостояния.

ТЕМА  13. Альтернативные течения в экономической науке (вторая половина Х1Х – первая

                   половина ХХ вв.) Немецкая историческая школа – 2 часа

План

  1. Экономические взгляды Ф.Листа.
  2. Старая немецкая историческая школа (В.Ромер, Б.Гильдефанд, К.Кейнс).
  3. Новая историческая школа Германии. Особенности метода. Трактовка предмета экономической науки (Г.Шмоллер; Л.Брентано; К.Бюхер).
  4. Новейшая («юная») немецкая историческая школа (В.Зомбарт, М.Вебер).

Литература

Лист Ф. Национальная система политэкономии. – М.: Европа, 2005, с.55-66.

Ромер В. Система народного хозяйства // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков.

Т.3. -М., 2005, с.69-74.

Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т.3.- М., 2005, с.103-115.

Бюхер К. Возникновение народного хозяйства // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т.3.- М., 2005, с.138-146.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.: Прогресс, 1990, с.138-146.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. «Национальная система» Ф.Листа.
  2. Различие взглядов старой и новой немецкой исторической школы.
  3. Анализ «капиталистического духа» в работах В.Зомбарта и М.Вебера.

ТЕМА  14. Классический институционализм – 2 часа

План

  1. Возникновение институционализма. Особенности методологии. Этапы развития.
  2. Теоретическое наследие Т.Веблена (психологическая теория развития, технократическая теория, «эффект Веблена»).
  3. Институционально-правовое течение Д.Коммонса.
  4. Конъюнктурно-статистическое течение в институционализме У.Митчелла.
  5. Значение классического институционализма. Проблемы социального контроля над экономикой.

Литература

Веблен Т. Теория праздного класса // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. – М.,

2005.

Сорокина Т. Торстейн Веблен: его место в науке // Экономические науки, 1990, № 7.

Митчелл У. Экономические школы. Проблемы и ее постановка //Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. – М., 2005. Раздел Ш.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Работа Т.Веблена «Теория праздного класса» и ее значение развития экономической науки.
  2. Проблема «дихатомии индустрии и бизнеса» в творчестве Т.Веблена.
  3. Теория недопотребления Д.Гобсона.

ТЕМА 15. Экономические взгляды Й.Шумпетера – 2 часа

План

  1. Проблемы инноваций в производстве Й.Шумпетера.
  2. Концепция экономической динамики.
  3. Теории трансформации капитализма Й.Шумпетера.

Литература

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – М.: 1995.

Шумпетер Й. Теория экономического  развития. – М.: 1982.

Шумпетер Й. История экономического анализа. // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Т.1У. Раздел 1. -М., 2004.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Й.Шумпетер и его оценка трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
  2. Теория экономической динамики Й.Шумпетера.

ТЕМА 16. Развитие экономической науки в первой трети ХХ века – 4 часа

План

  1. Эволюция неоклассики в первой трети ХХ века.
  2. Развитие экономической теории в трудах представителей шведской школы (К.Виксель, Г.Мюрдаль, и др.).
  3. Проблемы рисков и неопределенности в рыночной экономике.
  4. Пересмотр теории совершенной конкуренции. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.
  5. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.

Литература

Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. – М.: Экономика, 1991.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994, Гл.12,15.

Найт Ф. Понятие риска и неопределенности //  THESIS. 1994. Вып.5, с.12-28.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.
  2. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.
  3. Личность и научный путь К.Викселля.

Занятие 1

  1. Предпосылки формирования экономических концепций в 1 половине ХХ в.
  2. Направления эволюции неоклассики
  3. Анализ новых аспектов ценообразования, благосостояния, денежного обращения
  4. Теории неопределенности и предпринимательства. Теория прибыли Ф.Найта

Рефераты

  1. Эволюция теории общего благосостояния
  2. Ф.Найт – основоположник Чикагской экономической школы

Занятие 2

  1. Теория конкуренции (новый вариант)
  2. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина
  3. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон

Рефераты

  1. Экономические идеи П.Сраффы по проблеме конкуренции
  2. Экономические идеи Дж.Робинсон
  3. Экономические идеи Э.Чемберлина

Занятие 3

  1. Проблема денежного обращения в начале ХХ в.
  2. Идеи представителей стокгольмской школы. Новые подходы к анализу денежной сферы
  3. Методология и особенности анализа И.Шумпетера
  4. Шумпетер о роли предпринимательства и развитии капитализма

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
222 Kb
Скачали:
0