Сущность, принципы налогообложения. Налоговая система Республики Беларусь. Мировая экономика и ее проблемы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Итак, налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство также определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения Адама Смита:

·  Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен.

·  Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

·  Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы:

·  Обязательность уплаты налогов.

·  Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом уровня доходов.

·  Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

·  Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики [1].

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль фирм; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид – налоги на товары и услуги: налог добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара и услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги [2, c. 97].

По словам председателя Совета  по развитию предпринимательства в Республике Беларусь Владимира Зиновского, большинство представителей бизнеса отмечают сложность и запутанность существующей налоговой системы. Министерство по налогам и сборам не согласно с методикой Всемирного Банка (ВБ) по расчету количества уплачиваемых налогов в Беларуси, в соответствии с которой наша страна занимает последнее, 178-е место в мире. Беларусь лидирует по количеству уплачиваемых налогов, которых эксперты ВБ насчитали 124, заняла 6-е место по величине налоговой нагрузки, 4-е место по количеству времени, необходимого для уплаты налоговых платежей. В отчете говорится, что для расчета налогов требуется 1188 часов в год или 7 месяцев. При этом если компания будет уплачивать все налоги, то их величина составит 144% от прибыли [3].

Литература

1

http://www.taxline.ru/ (Сущность и принципы налогообложения).

2

Современная Экономика. Основы ЭТ: 100 экзаменационных ответов. Ростов на Дону., 2000 – 192 с.

3

http://www.nalog.by/news/ministries/


   

Мировая экономика и ее проблемы

В настоящее время весь мир является ареной взаимосвязанной хозяйственной деятельности людей, углубляется интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливается  взаимозависимость национальных экономик, что оказывает всё большее воздействие на развитие каждой отдельной страны.  Но в то же время экономические спады, финансовые и валютные кризисы, которые возникают сначала в отдельных странах или регионах, неизбежно приобретают глобальный характер. Сегодня становится всё более очевидным, что ни одна из стран не может успешно решать экономические проблемы, не координируя свою национальную политику с политикой, проводимой другими странами. Всё это тем более справедливо для стран с переходной экономикой, успешное проведение экономических реформ  в которых невозможно без полномасштабного участия этих стран в системе мирохозяйственных связей.

В современном мире производить все виды товаров, так же как и создавать и совершенствовать все типы факторов производства, не под силу ни одной, даже самой богатой, стране. Странам прибегают  к международному сотрудничеству и обмену

Похожие материалы

Информация о работе