Экологическая среда существования организмов и экологические факторы. Учение об экологических системах (биогеоценология)

Страницы работы

56 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

ЭКОЛОГИЯ

Учебное пособие

для высших учебных заведений

экономического профиля

Минск 2009

УДК 574(075.8)

ББК 22.1я73

Р е ц е н з е н т ы : профессор кафедры лесных культур и почвоведения УО «Белорусский государственный технологический университет», доктор биологических наук А.И.Русаленко; доцент кафедры товароведения продовольственных товаров УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидат с.-х. наук Л.С.Микулович

Р е к о м е н д о в а н о: кафедрой товароведения продовольственных товаров

У т в е р ж д е н о: Редакционно-издательским советом УО БГЭУ

Сергейчик,  С.А.

Экология: учебное пособие  для высших учебных заведений  экономического профиля / С.А.Сергейчик. – Минск: БГЭУ, 2009. --            с.

Рассматриваются предмет, объекты, содержание, термины и определения,  цели, задачи  и методы экологии, основные этапы   ее исторического развития. Дается понятие об экологической среде существования организмов и экологических факторах. Важное место уделяется основным закономерностям и принципам, определяющим распространение и динамику численности организмов в природе, структуру и динамику их сообществ, организацию и функционирование экосистем, учению о популяции как форме существования вида. Анализируются вопросы взаимодействия организмов и экологических систем со средой обитания, биологической продуктивности, трофических цепях и трансформации веществ и энергии в экосистемах. Дается представление о структуре, функциях и эволюции биосферы, возникновении и развитии ноосферы и техносферы, техногенезе, социальной, промышленной и радиационной экологии, глобальных и региональных экологических проблемах, проблемах заповедного дела и охраны окружающей среды, современных методах управления состоянием среды с целью ее оптимизации.

Для студентов, магистрантов и аспирантов  высших учебных заведений экономического профиля.

УДК 574(075.8)

ББК 22.1я73

Сергейчик С.А. , 2009

УО «Белорусский государственный

экономический университет», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Предмет и методология экологии

Глава 2. История развития экологии

Глава 3. Экологическая среда существования организмов и

                экологические факторы

Глава 4. Популяционная экология (демэкология). Учение о

                популяции как форме существования вида

Глава 5. Экология многовидовых сообществ – биоценозов

                (биоценология, синэкология)

Глава 6. Учение об экологических системах (биогеоценология)

Глава 7. Учение о биосфере (биосферная экология)

Глава 8. Техносфера и техногенез. Промышленная экология.

Глава 9. Экологические последствия влияния техногенных

                  факторов на биосферу, растительный и животный мир

Глава 10. Техногенные поражения, экологическая безопасность

                   и здоровье человека. Социальная экология.

Глава 11. Охрана ландшафтного и биологического разнообразия

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Экология изучает закономерности формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного уровня интеграции (от молекулярного, организменного, экосистемного до биосферного) в их взаимоотношениях с факторами среды обитания.

Современная экология – это междисциплинарная область знаний об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи, теоретическая основа деятельности человека индустриального общества в природе.

Экологическая политика, проводимая на государственном уровне, является важнейшим звеном устойчивого развития страны и ее процветания.     Главной целью государственной экологической политики является обеспечение благоприятной экологической обстановки для жизни и труда людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды и рационального природопользования в интересах настоящего и будущих поколений. При этом гармонизация взаимоотношений человека и природы предполагает необходимость формирования экологического мышления у всех слоев населения и специалистов различных отраслей народного хозяйства. Необходимость приобретения экологических знаний студентами высших учебных заведений уже получила признание в Беларуси.

Основные направления политики государства в области природопользования и охраны окружающей среды определяют   законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992), «О государственной экологической экспертизе» (2000), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (1994, 2000), «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991), «Об отходах» (2000), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об охране атмосферного воздуха» (1997), «О радиационной безопасности» (1998), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (1999), «О гидрометеорологической деятельности «(1999), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1993),  «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья населения» (2004), «О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006); кодексы «Кодекс Республики Беларусь о земле» (1999),  «Водный кодекс Республики Беларусь» (1996), «Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997), «Лесной кодекс Республики Беларусь» (2000) и др. Они отражены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, разработанной исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия).

Национальная система устойчивого развития Республики Беларусь  предполагает планомерный, социально-экономический рост государства с учетом рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятной природной среды для настоящего и будущих поколений. Переход к устойчивому развитию должен в перспективе решить проблему паритета социально-экономического и экологического развития, повышения качества жизни. Достижение равновесия экологических и экономических ценностей возможно только при условии совершенствования хозяйственных механизмов, государственной поддержки, формирования общественного мнения и понимания экологических проблем.

С развитием цивилизации и по мере ускорения научно-технического прогресса человек во многом преуспел в освоении природных ресурсов, покорении природы.  Однако оказалось, что восстановительные возможности биосферы не безграничны и природа отвечает на мощное техногенное воздействие цивилизации возникновением очагов экологических бедствий.

Во второй половине ХХ в. человечество начало осознавать, что под влиянием прогрессирующего его влияния на окружающую среду уменьшается продуктивность биосферы, снижается ее видовое разнообразие, истощаются природные ресурсы, разрушаются естественные ландшафты, загрязняется окружающая среда. Нарушение экологического равновесия биосферы как следствие производственной  и хозяйственной деятельности человека и мировых масштабов техногенного загрязнения окружающей среды в XXI веке приняло характер локальных, региональных, глобальных экологических катастроф и поставило перед человеческой цивилизацией проблему ее дальнейшего существования. На современном этапе развития общества антропогенные факторы определяют состояние и продуктивность биосферы Земли, и в первую очередь ее растительного покрова. Существенное антропогенное воздействие на биосферу еще более повысило роль экологии как одного из важнейших направлений науки.

Осознание значимости экологических проблем еще не обеспечивает их решения и предупреждения. Для этого необходимо формирование высокого уровня экологической культуры у широких слоев населения и специалистов высшего звена обучения. Поэтому в последние десятилетия значение экологии чрезвычайно

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
306 Kb
Скачали:
0