Наука в ее историческом развитии. Становление первых научных программ. Феномен квазинауки

Страницы работы

28 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

ГУ «Белорусский государственный экономический университет»

В.К.

Наука в ее историческом развитии

Материалы для самостоятельной работы

Минск 2012

УДК (075)

ББУ 87я7

Л84

Л84  Наука в ее историческом развитии. Материалы для самостоятельной работы. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 28 с.

В широком социокультурном контексте изложены ключевые сведения о генезисе науки, становлении ее познавательных программ и систем дисциплинарно-организованного знания, основных тенденциях развития науки в настоящее время.

Для преподавателей, студентов и магистрантов.

УДК 1 (075)

ББК 87я7

© , 2012                                                                                       © Белорусский государственный экономический университет, 2012

ISBN 985-426-627-3

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4

1.  Проблема начала науки……………………………………………………5

2.  Наука в контексте цивилизационного развития…………………………8

3.  Становление первых научных программ………………………………..10

4.  Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно-организованного знания…………………………………………………………13

5.  Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки………………………………………………………………17

6.  Функции науки в современном обществе……………………………….21

7.  Феномен квазинауки……………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….26

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………..27

Литература……………………………………………………………………….28

Введение

Действующие Образовательный Стандарт и учебная программа по дисциплине «Философия» содержат ряд установок, ориентирующих изучение данной дисциплины на формирование важнейших метапредметных компетенций специалистов:

·  владение методами системного и сравнительного анализа;

·  сформированность критического мышления;

·  умение работать в команде;

·  владение навыками проектирования и прогнозирования;

·  сформированность личных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мотивационно-ценностные ориентации;

·  умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни.

Наука является одной из сфер человеческой деятельности, в которой наиболее наглядно проявляется действие факторов, формирующих названные человеческие качества и компетенции специалиста. Она прошла долгий и трудный путь становления, доказав право на свое существование как вида интеллектуальной деятельности, обладающего особым гносеологическим статусом и на этой основе обеспечивающем общество наиболее достоверными знаниями о природной, социальной и духовной реальности. Изучение особенностей этого пути – непременное условие успешного усвоения программного материала по курсу философии в целом и прежде всего таких его разделов как «Теория познания и философия науки» и «Социальная философия».

1. Проблема начала науки

Существует несколько вариантов трактовки начала науки, отличающихся друг от друга различной степенью акцентирования общепризнанных факторов ее генезиса. При этом каждая из них явно или неявно коррелирует с определенным пониманием самой науки. Выделяют следующие основные варианты понимания науки и, соответственно, концепции ее генезиса.

Наука — это опыт практической и познавательной деятельности. Соответственно время ее возникновения отождествляется с периодом зарождения человеческой способности накапливать, обобщать и транслировать знания о мире, формирующейся как результат развития ремесел и культурно-духовных традиций. Данная трактовка является чрезмерно расширительной и неопределенной, поскольку не дает критериев выделения форм научной организации познавательных действий. Научное познание здесь отождествляется с познавательными процессами, включенными прежде всего в производственную предметно-практическую деятельность и иные ее конкретные (специализированные) виды, а также с обыденным познанием. Начало науки в рамках данной трактовки датируется III–тысячелетием до н.э., т.е. периодом возникновения первых городских цивилизаций.

Наука — это целенаправленное познание реальности с присущей ему отчетливо выраженной рефлексией над процессом получения знания и его характеристиками, прежде всего доказательностью, т.е условиями истинности и универсальностью. При таком понимании науки время ее зарождения связывают с переходом от получения так называемого рецептурного знания (предписывающего человеку лишь выполнение определенной последовательности познавательных действий, ведущих к решению практически значимой задачи) к знанию, обоснованному системой доказательств, имеющих универсальный характер, демонстрирующих способ получения не просто полезного, но прежде всего истинного знания. Этот период датируется временем возникновения античной науки (примерно с VI в. до н.э.).

Наука в качестве таковой признается лишь с появлением экспериментально-математического естествознания, представляющего собой явление западноевропейской культуры XVI-XVII вв. Это до недавнего времени доминирующая точка зрения. Считается, что в данный период опытное естествознание благодаря использованию технических устройств обрело недостающий ему ранее параметр точности. Данная точка зрения весомо подкрепляется также аргументами, отражающими социальный статус науки, а именно, указанием на факт становления науки как социального института. Решающее значение при этом отводится двум событиям — созданию Лондонского королевского общества (1662 г.) и Парижской естественнонаучной академии (1666 г.).

Наука — это специфическая сфера профессиональной деятельности, органически связанная с особым типом образования. Здесь правомерно подчеркивается профессиональный статус научной деятельности, который она обрела двумя веками позднее обретения наукой статуса социального института. До XIX в. науку двигали вперед не профессионально подготовленные через систему высшего образования специалисты, которых позднее (в XX в.) назвали научными сотрудниками, а одаренные любители. Однако данный аргумент не выглядит бесспорным, поскольку привносит в общее представление о науке скорее количественные, чем качественные характеристики: «любители» работали точно таким же образом, как и позднейшие «профессионалы», т.е. соблюдая общие принципы познавательной деятельности и обеспечивая результат такого же качества.

Еще более значительные события произошли в этот период в сфере

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
180 Kb
Скачали:
0