Статистика ценообразования и структура цен. Себестоимость продукции как исходная база формирования цены

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРАКТИКУМ

по статистике цен

Учебное пособие

 для студентов экономических специальностей

 высших учебных заведений

МИНСК БГЭУ 2006


 Глава 1. Статистика ценообразования и структура цен

Методические указания

Одним из направлений статистического изучения уровня цен является рассмотрение основных вопросов ценообразования; определение и анализ состава и структуры цен.

Цена конкретного товара является денежным выражением системы ценообразующих факторов, действующих в данное время. Основными факторами, влияющими на уровень и соотношение элементов в структуре цены, выступают:

-  соотношение спроса и предложения на данный товар;

-  монополии (монопольно высокие и монопольно низкие цены);

-  коммерческие факторы (условия платежа и поставки, количество товара, его комплектация и др.);

-  регулирующие воздействие государства (налоговое, экспортно-импортное, антимонопольное регулирование).

Для понимания формирования уровня цен на микроуровне целесообразно кратко рассмотреть основные вопросы ценообразования. Проблема ценообразования в рыночной экономике состоит из двух взаимосвязанных частей: расчета исходной цены и ценовой политики.

Последовательность расчета исходной цены состоит из следующих этапов: определение целей ценообразования; оценка издержек производства и определение точки безубыточности для данного товара; определение оптово-посреднических надбавок и торговых надбавок розничной торговли.

Цели, которые преследуют производитель при установлении цен на конкретный товар, оказывают непосредственное влияние на расчет цен и осуществление ценовой политики. Такими целями могут быть: обеспечение сбыта и закрепление доли рынка; максимальное возмещение затрат и максимальное получение текущей прибыли; лидерство по овладению рынком и по показателям качества. В связи с этим на практике возможны три варианта установления цены:

-  минимальный;

-  максимальный;

-  оптимально-возможный.

Минимальная цена определяется издержками производства. Издержки производства – все затраты производителя по организации производства, изготовлению товара и его реализации.

На практике широко используется группировка издержек на постоянные (накладные) и переменные (основные). Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции (административные расходы, амортизационные отчисления, арендная плата, страховка, некоторые налоги и т.д.); переменные издержки непосредственно зависят от объема продукции и обычно им определяются (затраты на сырье материалы, основную заработную плату производственных рабочих и т.д.). Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки. Цена товара должна не только покрыть валовые издержки, но и дать прибыль. Поэтому производителю необходимо произвести анализ безубыточности, т.е. определить какое количество товара нужно произвести и продать по установленной цене, чтобы избежать убытков. Для этого рассчитывается точка безубыточности по следующей формуле:

                                                                        (1.1)

где Тб(q) – точка безубыточности данного товара (в физических единицах измерения); Ипост.  - постоянные издержки; p – цена единицы товара; Ипер.(ед) – переменные издержки в расчете на единицу товара.

Максимальная цена, как правило, определяется спросом на данный товар, т.е. это та максимальная сумма денег, которую производитель может запросить, и которую покупатель готов заплатить за этот товар.

Оптимально возможный вариант установления цен должен полностью возместить издержки и обеспечить получение определенной нормы прибыли.

Существует разные методики расчета оптимального уровня цен в зависимости от специфики самого товара, отрасли, в которой он производится, и конкретных условий продаж. Наиболее простой и распространенный способ установления цен – «средние издержки плюс прибыль», так называемый затратный метод. Цена устанавливается по формуле:

                                                                   (1.2)

где U – издержки производства; А – административные расходы и расходы по реализации; N – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

При заключении договора между предприятиями (когда момент заключения договора и момент поставки не совпадают) целесообразно использовать метод корректировки цен, называемый метод скользящих цен. Суть его – цена товара автоматически увеличивается в соответствии с согласованной формулой учета инфляции.

                                                                (1.3)

где на момент заключения договора: p0 – цена товара; А – доля

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Статистика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0