Основные теоретические положения религиоведения. Раскрытие системы функций религии

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

Утверждаю

Первый проректор

________________

«______» _____________ 2006 г.

Регистрационный № ТД_____/баз.

Религиоведение

Учебная программа для экономических специальностей

высших учебных заведений

Минск

2006

Составители: Короткая Т.П. – профессор Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», д.ф.н., профессор; Криштапович Е.А. — доцент кафедры философии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», к.ф.н., доцент.

Рецензенты: Павловская О.А. — заведующая отделом этики, эстетики и философии религии ИФ НАН Беларуси, к.ф.н., доцент; Трушко М.Н. — доцент кафедры философии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», к.ф.н., доцент.

Рекомендована к утверждению в качестве базовой

Кафедрой философии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

Протокол № _11____ от __18 мая 2006 г.          

Методической комиссией по гуманитаризации учебного процесса, идеологической и воспитательной работе Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

Протокол № __5___ от _1 июня 2006 г.             

Научно-методическим советом университета Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

Протокол № _____ от _21 июня 2006 г.             


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция данной программы основана на положении о том, что в мировой и национальной истории и культуре существуют две мощные традиции: религии и свободомыслия. Они выступают как альтернативы мировоззренческого выбора личности, соприкасаясь в социальном и культурном пространстве.

Рассматривая религиоведение как дисциплину культуроведческого цикла, центральное место в структуре программы авторы отводят религии и свободомыслию как социокультурным феноменам.

Программа курса предполагает изучение проблем теоретического религиоведения, истории религии и свободомыслия.

Программа ориентирована на светский характер образования в Республике Беларусь, соотносится с ситуацией современного мировоззренческого плюрализма и предполагает знакомство студентов с многообразием религиозных традиций мира.

Таким образом, целью обучения по данной дисциплине является приобретение знаний по истории и теории религии и свободомыслия, в том числе применительно к прошлому и настоящему Беларуси.

Настоящий курс решает следующие основные задачи:

—      анализа религии как социокультурного явления;

—      раскрытия системы функций религии;

—      изучения структуры религии;

—      характеристики статуса религиозных организаций в демократическом  государстве;

—      знакомства с многообразием религиозных традиций;

—      характеристики свободомыслия как явления мировой культуры;

—    анализа современной религиозной ситуации в Беларуси и современном мире.

В результате изучения курса студенты должны

знать:

—      основные теоретические положения религиоведения;

—      основные понятия религиоведения;

—       персоналии истории религии и свободомыслия; уметь характеризовать:

—      религию как социокультурное явление;

—      секуляризацию как исторический феномен;

—       религиозную ситуацию в мире и Беларуси; уметь анализировать:

—      роль религии в жизни человека и общества;

—       место религии в системе культуры;

—       тенденции современной религиозной жизни в Беларуси;

На вводной и итоговой лекциях рекомендуется анкетирование студентов по теме "Мое отношение к религии".


Примерный тематический план курса «Религиоведение»

(30 часов) для студентов по специальности экономическая кибернетика, государственное управление

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Введение. Предмет и задачи религиоведения.

2

2

2.

Феномен религии: современные парадигмы интерпретации.

2

2

3.

Религия и современность. Религия и другие формы общественного сознания.

2

2

4

4.

Народные и национальные религии и верования.

2

2

5.

Буддизм.

2

2

6.

Христианство: происхождение, сущность, основные конфессии.

4

2

6

7.

Ислам.

2

2

4

8.

Новые религиозные движения.

2

2

4

9.

Конфессиональная история Беларуси.

2

2

4

Всего часов:

20

10

30


Примерный тематический план курса «Религиоведение»

(18 часов) для студентов факультета права, факультета языковой подготовки, факультета маркетинга

по специальности хозяйственное и трудовое право

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Введение. Предмет и задачи религиоведения.

2

2

4

2.

Феномен религии: современные парадигмы интерпретации.

2

2

4

3.

Религии классических цивилизаций древнего мира.

2

-

2

4.

Мировые религии.

4

4

8

Всего часов:

10

8

18

Преподаватель имеет право варьировать сеткой учебных часов по видам занятий в зависимости от их общего количества, выделенного для изучения данного курса, а также особенностей осваиваемых студентами специальностей. В соответствии с этим планы семинарских занятий разрабатываются преподавателем самостоятельно с учетом специфики специальности.

Содержание курса

ТЕМА 1 . ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Актуальность курса, его предмет, цели и задачи. Религиоведение — наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования религии как социокультурного феномена. Многообразие исследовательских установок и подходов к изучению религии.

Представления о религии в античной мысли. Подходы к решению проблемы веры в средневековом богословии. Доказательства бытия Бога. Воззрения на религию в эпоху Возрождения.

Проблематизация религии в трудах французских просветителей.

Анализ религиозных феноменов в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель). Понятие религии в трудах Л. Фейербаха. Марксистская концепция религии.

Позитивистская методология и становление религиоведения как самостоятельной сферы знаний. Классические религиоведческие школы XIX — XX вв.

Основные подходы к пониманию сущности религии в гуманитарной мысли

Похожие материалы

Информация о работе