Общество как система. Понятие общества и системы. Основные признаки и подсистемы общества

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Г Л А В А  3

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

3.1. Понятие общества и системы

Понятие «общество» – объект исследования социологии – пришло из обыденной речи, где оно не имеет четко определения, так как может обозначать как группу людей, обладающих высоким престижем и привилегиями, например «высшее общество», «светское общество», особое клубное сообщество – «Общество охотников и рыболовов», так и абстрактное множество людей, когда говорят, что он или она тяготится отсутствием общества.

Понятие «общество» не следует отождествлять с понятиями «культура», «страна» и «государство», которые, в свою очередь, также подлежат  разграничению. В понятии «страна» отражается преимущественно географическая характеристика части планеты, которая определяется границами независимого государства. Понятие «государство» выступает в качестве основной категории политологии. Культура необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, все имеют представление о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль. В этом случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Таким образом, термин «общество» обладает полисемантичностью, т.е. многообразием значений. Хотя социологи стараются использовать его в более точном смысле, внутри самой социологической науки существуют различия в его употреблении. В частности, американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющих определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность. Российский социолог Кравченко А.И. подвергает справедливой критике понятие «общество», данное в рамках гуманистической перспективы (П. Бергер) – как широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое или систему взаимодействий. Одним из его аргументов является невозможность количественного определения слово «широкий», так как можно говорить об «обществе», включающем миллионы людей («китайское общество»), а можно обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество выпускников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию.

Многообразие значений понятия «общество» означает, что разработка

Похожие материалы

Информация о работе