Социология науки как отрасль социологического знания. Социодинамика науки. Научная революция

Страницы работы

39 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

мнению исследователей, удачно работающие лаборатории выбирают проблемы, требующие максимальной концентрации всех своих возможностей. Но не всегда выбранная проблема является изначально наиболее сложной и важной в данный конкретный момент. Именно в учете логики развития дисциплины, понимания того, какая проблема вскоре станет центральной, в подборе максимальных средств для ее продуктивного решения состоит удачный научный выбор.

Проблема тесной связи между способом распределения научных функций внутри научной группы и формой организации лаборатории, намеченная в исследованиях Лемэна, стала центральной в исследованиях Терри Шинна [3]. На примере исследовательских лабораторий в химии, информатике и физике автор проанализировал, какое влияние на модель организации научного труда оказывает содержание научной деятельности, определенная научная дисциплина. Были выделены три внутринаучных фактора — содержание научного исследования, базовое образование и форма социализации ученых, постоянство или изменение формы построения лаборатории с течением времени — и описаны три модели организации научного труда, отражающие разное влияние этих факторов на социальную структуру науки.

Рассмотрим подробнее выделенные модели.

           "Механическая модель": авторитарная позиция руководителя, сильно иерархизированная структура отношений в лаборатории, сопровождаемая делегированием определенных властных функций инженерам и техникам, формализованная и негибкая структура коммуникаций между членами лаборатории (официальные собрания), слабость неформальных отношений (и только между сотрудниками, находящимися на одной иерархической ступени), редкие контакты с другими лабораториями, разделение научных функций в соответствии со структурой власти (администрирование и управление, подготовка и реализация экспериментов), ограниченные возможности для карьеры. Подобная модель организации лаборатории наблюдается в химии, где научная деятельность имеет гипотетико-дедуктивный характер, а основной исследовательский метод состоит в многократном повторении экспериментов с целью фиксации наблюдаемых вариаций при изменении условий опыта. Задачу подготовки и осуществления опытов решают техники и инженеры лаборатории, а научные сотрудники обрабатывают получаемые результаты и формулируют теоретические выводы. Руководитель лаборатории осуществляет научное и административное руководство, обобщает все результаты, отвечает за материальное оснащение лаборатории.

           "Нежесткая модель": децентрализованность руководства (коллективность основных решений, связанных с выбором методологии и управлением исследованиями), символическая система иерархии власти, свобода и многообразие контактов (прямые контакты между руководителями и техниками, неформальное распространение информации, совместные проекты, включающие сотрудников из других лабораторий), разделение труда в зависимости от задач конкретного исследования (выделение отдельных временных подгрупп, отсутствие четко фиксированных научных функций, выполнение которых берут на себя разные сотрудники в соответствии с содержанием проекта), широкие возможности для карьеры. Подобная модель часто встречается в информатике. Научная деятельность здесь носит в основном теоретический характер и состоит в анализе и построении концептуальных и математических моделей. Выбор инструментов анализа довольно широк: используется и компьютер, и бумага с ручкой. За выполнение каждого проекта отвечают по крайней мере два сотрудника, но ход его реализации обсуждается коллективно. Инженеры и техники также вовлечены во весь творческий процесс. Для контроля валидности предлагаемой модели широко используется компьютер.

           "Органичная модель": централизованность, но с элементами коллегиальности руководства, гибкая структура иерархии отношений, дополнение формальных контактов неформальными подсетями коммуникации, стабильное разделение труда, но оставляющее возможность для изменений, необходимая мобильность руководства и уменьшение мобильности на уровне техников. Описанная модель отражает организацию лабораторий в физике, где деятельность имеет отчасти гипотетико-дедуктивный, отчасти концептуальный характер. В техническом плане используемые инструменты очень сложны, за их функционирование несут ответственность инженеры, которые также принимают участие в организации эксперимента и в обработке полученных результатов.

Т. Шинном было выдвинуто интересное предположение о том, что существует корреляция между учебными и научными заведениями, где проходил подготовку ученый, и формой организации лаборатории, где он работает в настоящее время. Согласно гипотезе автора, подготовка в определенных учебных заведениях способствует тому, что ученый, выбирая место работы, ищет лабораторию со схожим типом организации научной деятельности. Так, например, специалисты-химики готовятся в Политехнической школе и в Высшей школе в области физики и химии (Париж). Исследователи, закончившие эти вузы, предпочитают организационную модель лаборатории технической (по типологии Шинна).

В информатику приходят люди, прошедшие подготовку в основном в университетах, где образование носит в большей степени индуктивный характер, одобряется интеллектуальная независимость и свобода выбора научных проектов. Таким образом, привыкнув к неструктурированным, неформальным социальным и интеллектуальным контактам, выпускники выбирают лаборатории со слабо иерархизованной системой.

В физике, где лаборатории многочисленны и очень специализированны и где для решения проблемы необходимо привлекать представителей разных научных дисциплин, работают сотрудники, закончившие самые разные вузы. А подобное многообразие форм образования расценивается как благоприятный фактор для развития лаборатории.

В своих исследованиях Шинн продемонстрировал, что, вопреки данным, полученным при социологическом анализе организации, ни размер лаборатории, ни размер организации, ни запросы практики не играют определяющей роли в организационной структуре лаборатории. Таким фактором, согласно Шинну, является содержание научного труда и образование научных сотрудников. Подобные утверждения являются достаточно неоднозначными, и прежде чем делать обобщающие выводы, необходимо, говоря словами другого французского социолога Доминика Винка, "...пересмотреть результаты, ведь исследование проводилось

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
320 Kb
Скачали:
0