Особенности социологии управления как отраслевой дисциплины, её предмет, задачи, категории, теории, этапы развития

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

для студентов дневной формы обучения

по специальности «Социология»

Минск БГЭУ 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                       3

Тематический план учебной дисциплины «Социология культуры»          4

Содержание учебного материала                                                                6

Список литературы                                                                                      10

  ВВЕДЕНИЕ

Социология управления в системе специальных социологических теорий занимает особое место как наука, исследующая управление, являющееся определяющим направлением человеческой жизнедеятельности.

Цель преподавания дисциплины - овладение студентами, на базе уже имеющихся у них знаний по социологии, наиболее значимыми современными идеями и концепциями социологии организаций.

Задача изучения дисциплины – сформировать у студентов научное представление о месте и роли управленческой деятельности в цивилизационных процессах, дать теоретико-методологические и прикладные знания, умения и навыки социологического анализа управления как профессиональной интеллектуальной деятельности, а также понимание форм и методов влияния новых органов управления на качественные изменения социально-экономической, политической, духовной жизни общества.

Изучив дисциплину «Социология управления», студенты должны

знать:

·  особенности социологии управления как отраслевой дисциплины, её предмет, задачи, категории, теории, этапы развития;

·  суть процесса управления, его структуру, стиль и основные функции;

·  особенности управления в различных сферах общественной жизни, управление в нормальных и кризисных условиях;

уметь:

·  разбираться в различных управленческих ситуациях;

·  использовать теоретические данные для анализа и объяснения управленческих ситуаций;

·  использовать эмпирические методы сбора первичной социологической информации при изучении управленческих ситуаций.

иметь навыки:

·  применения базовых научно-теоретических знаний для решения теоретических и практических задач;

·  применения междисциплинарных подходов при решении проблем;

·  квалифицированного анализа проблем, составляющих предмет социологии управления;

·  планирования и осуществления социологических исследований с целью сбора информации, необходимой для анализа и понимания социальных процессов и явлений, составляющих предмет социологии управления;

·  использования социологической информации с целью выработки практических рекомендаций для принятия эффективных решений;

·  анализа и оценки собранных данных.


Тематический план учебной дисциплины

 «Социология управления»

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе

по видам занятий

лекции

практ.зан.

Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1

Социология управления в системе социологического знания

2

2

-

2

Зарождение социологических подходов в теории управления

8

4

4

3

Эволюция зарубежных школ и концепций управления

12

6

6

4

Основные этапы развития отечественной управленческой мысли

12

8

4

5

Социальная сущность управления

6

4

2

6

Управление как система социальных отношений

8

4

4

7

Социальная структура управления

8

4

4

Раздел 2. МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ

8

Социальные институты и социальное управление

4

2

2

9

Планирование, программирование и прогнозирование в социальном управлении

8

4

4

10

Социологическая информация в системах управления

8

4

4

Раздел 3. МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

11

Управление как деятельность

8

4

4

12

Формы, методы и средства управленческой деятельности

8

4

4

13

Лидерство как социальное явление

12

8

4

14

Профессиональная подготовка управленческих кадров

6

4

2

Раздел 4. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

15

Социологическое  обеспечение управленческих решений

10

6

4

16

Социологические основы управленческого консультирования

8

4

4

17

Социологическое обеспечение управленческих нововведений

8

4

4

Итого

136

76

60

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНого материала

Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Тема 1. Социология управления в системе социологического знания

Объект социологии управления.

Предмет социологии управления.

Основные задачи и функции социологии управления.

Тема 2. Зарождение социологических подходов в теории управления

Элементарные формы упорядочивания совместной деятельности людей в обществе.

Формы социального контроля и управления, их анализ в трудах учёных-обществоведов.

Взгляды основателей социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера на проблемы управления.

Тема 3.  Эволюция зарубежных школ и концепций управления

Элементы социологического подхода в теории и практике менеджмента.

Специфика макросоциологических подходов к анализу процессов управления.

Специфика микросоциологических подходов к анализу процессов управления.

Тема 4. Основные этапы развития отечественной управленческой мысли

Развитие управленческой мысли в СССР в 20-30-е годы: В.И.Ленин, И.В.Сталин, А.А.Богданов, Н.Н.Бухарин. Всеобщая организационная наука управления (тектология) А. Богданова и её социологические составляющие.

Новые аспекты управления экономикой СССР в послевоенные годы.

Процессы формирования рыночных структур и новых форм управления

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
113 Kb
Скачали:
0