Пути и методы применения теории решения изобретательских задач в социальных структурах

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Элементы и тех и других систем принимают решения, демонстрируя тем самым творчество в широком смысле этого слова.

4. В обоих типах рассматриваемых систем присутствует процесс изобретения, т.к. в основе любых социальных изменений есть значительная доля субъективного фактора.

ТРИЗ – наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое мышление, развивать качества творческой личности. [1, 2, 4]

Основная суть ТРИЗ – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития искусственных технических систем.

Функция ТРИЗ:

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Решение научных и исследовательских задач.

3. Выявление проблем и задач при работе с ТС и при их развитии.

4. Выявление и устранение причин брака и аварийных ситуаций.

5. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.

6. Прогнозирование развития ТС и получение перспективных, в том числе принципиально новых решений.

7. Объективная оценка решений.

8. Систематизирование знаний в любых областях деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе, развивать конкретные  науки.

9. Развитие творческого воображения и мышления.

10. Развитие качеств творческой личности.

11. Развитие творческих коллективов.

В состав ТРИЗ входят:

1. Законы развития ТС.

2. Информационный фонд состоящий из:

2.1. Системы стандартов на решения изобретательских задач (типовые решения определенного класса задач из любой области);

2.2. технологических эффектов (физических, химических, биологических, математических) и таблиц их использования;

2.3. приемов устранения противоречий и таблицы их применения;

2.4. ресурсов природы и техники и способов их использования.

3. Структурный вещественно-полевой анализ ТС.

4. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

5. Методы развития творческого воображения.

Зародившись в недрах инженерного дела эта практическая дисциплина весьма успешно применяется в педагогике [6], психологии для стимулирования и изучения процессов творческого мышления [5], бизнесе, менеджменте, маркетинге [7, 14]. Имеются работы по развитию музыки [8], искусства [9]. Выявлены приемы журналистики [10], рекламы [11]. Читаются курсы социального ТРИЗ (решение жизненных проблем).

С другой стороны применение ТРИЗ для решения системных проблем в социальных структурах очевидно требует адаптации и модификации системы ТРИЗ, разработанной для технических решений в неживых системах. Для этого необходимы теоретические исследования в следующих направлениях:

1. Вместо законов развития искусственных технических систем сформулировать законы развития социальных систем, наделенных волевым поведением с учетом ценностно-целевых аспектов;

2. Необходимо сформулировать основные законы циркуляции информации в социальных системах, т.к. с их помощью система понимает, что у нее происходит внутри, а что – наружи и отвечает соответствующей реакцией;

3. Описать жизненный цикл социальной системы, т.е. выявить возможные пути развития социума и определить соответствующие им условия. Все развития и самоорганизация систем, состоящих из живых организмов, принимающих самостоятельные решения разворачивается в пространственно-временном поле. Пространственные процессы – это дезинтеграционные и интеграционные процессы. При распространении элементов системы во времени эти процессы имеют вид диахаранизации и синхронизации, при изучении взаимодействия особей- конкуренции и кооперации эти процессы играют основную роль в организации социальных систем, влияют на возможные сценарии развития последних.

4. Разрабатывать методы количественной диагностической оценки состояния социальной системы.

5. Предложить алгоритмы инженерных решений, позволяющие предотвратить нежелательные направления в жизни системы и продлить ее жизнь. источники всех проблем – это системные противоречия. К их возникновению приводят определенные закономерности в развитии систем. Эти закономерности предстоит еще сформулировать. В свою очередь, ТРИЗ располагает серьезным арсеналом приемов разрешения системных противоречий. Надо  разрабатывать стандарты разрешения этих противоречий методологии, принятыми в гуманитарных дисциплинах.

6. Необходимо проанализировать роль ресурсов на различных этапах развития систем. Ресурсы нужны для решения системных противоречий. Ресурсы времени, пространства, вещества, информации имеют свою

Похожие материалы

Информация о работе