Сущность семьи и брака. Особенности семьи как малой социально-психологической группы. Типы социальных отношений, характерных для семьи и брака

Страницы работы

Фрагмент текста работы

связи с этим перед дисциплиной стоят следующие  задачи:

- изучить систему понятий социологии брака и семьи как науки;

- научиться применять эти понятия в анализе семейной ситуации в стране и регионе;

- ознакомиться  с различными точками зрения и концепциями теоретического характера в фамилистике.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

-- сущность семьи и брака;

-- особенности семьи как малой социально-психологической группы;

-- типы социальных отношений, характерных для семьи и брака;

-- факторы и мотивы браков и разводов;

-- факторы, которые способствуют планированию семьи;

-- взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, родственниками;

-- конфликты в семье и их причины;

-- факторы семейной интеграции и разобщенности;

-- связь семьи с другими социальными институтами;

-- исторические типы и формы брачно-семейных отношений и др.

В результате изучения курса студенты  должны владеть следующими навыками:

-- проводить компаративный анализ состояния брака и семьи в разных странах:

-- выявлять и анализировать современное состояние брака и семьи, учитывать их особенности в белорусском обществе;

-- использовать методы социологического анализа для исследования проблем брака и семьи в современном белорусском обществе.


1. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ разделов и тем

Название разделов и тем

Количество аудиторных часов

Всего

ЛК

ПЗ

1

2

3

4

5

Раз-дел 1

Теория и история развития социологии брака и семьи.

22

12

  10

1.1

Социология брака и семьи как наука и учебная дисциплина.

4

2

2

1.2

Понятие семьи: функции и структура.

4

2

2

1.3

Становление социологии семьи как самостоятельной дисциплины.

8

4

4

1.4

Развитие социологии брака и семьи  в отечественной социологической мысли.

6

4

2

Раз-дел 2

Социальная сущность семьи

8

4

4

2.1.

Исторические изменения семьи как социального института.

4

2

2

2.2.

Семейная социализация

4

2

2

Раз-дел 3

Фамилистические процессы и структуры как объект социологического исследования

28

 16

  12

3.1.

Семейное единство, жизненный цикл семьи, взаимоотношения в семье.

 4

 2

 2

3.2.

Брачный выбор

4

2

2

3.3.

Брак, семья и сексуальность.

4

2

2

3.4.

Репродуктивное поведение семьи

4

2

2

3.5.

Семейное поведение

6

4

2

3.6.

Методология и методы социологического исследования брака и семьи.

6

4

2

Раз-дел 4

Основные проблемы и особенности развития современного института брака и семьи

   10

6

4

4.1.

Теория институционального кризиса семьи.

6

4

2

4.2.

Семейная политика и ее принципы..

4

2

2

Итого

68

    38

   30

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ БРАКА И СЕМЬИ

Тема 1.1. Социология брака и семьи как наука и учебная дисциплина

Определение социологии брака и семьи как специальной отрасли социологической науки. Объект и предмет социологии брака и семьи, ее место в системе других социальных наук. Определение брака и семьи. Основные понятия структуры брачно-семейных отношений: исторические формы брака и семьи, принципы выбора брачного партнера, место поселения вновь образованной брачной пары. Макро. - и микросоциология семьи. Задачи социологии брака и семьи.

Тема 1.2. Понятие семьи: функции и структуры

Определение семьи. Семьеобразующие отношения. Отношения родителей–дети. Отношения супружества–родительства–родства. Пространственная локализация семьи.

Специфические и неспецифические функции семьи. Функциональный облик современной белоруской семьи.

Содержание категории «структура семьи». Историческая типология семейных структур. Особенности структуры семьи в разных обществах и в разные исторические периоды. Структура семьи в современной Беларуси.

Тема 1.3. Становление социологии семьи

как самостоятельной дисциплины

Античные мыслители о браке и семье: проект упразднения семьи Платона, элементарная теория патриархальной семьи Аристотеля. Научное осмысление роли брака и семьи в жизни общества немецкими философами 18-го—начала 19-го веков. Рассмотрение проблем брака и семьи, исходя из теории естественного права (И.Кант, И.Фихте). Концепция Г.Гегеля как высший этап развития взглядов о браке и семье в немецкой классической философии.

Французские социологи 19 века. О.Конт (1798 – 1857 гг.) и его представления о семье как основной общественной группе. Теоретические построения Ф.Ле-Пле (1806 – 1882 гг.), его эмпирические исследования семьи и новые методы ее изучения.

Идеи  эволюционного развития брака и семьи в трудах американского антрополога Л.Моргана и немецкого исследователя Ф.Энгельса.

Функциональный подход к изучению семьи как социального института.

Вклад французского социолога-функционалиста Э.Дюркгейма и американского социолога Ч.Кули в социологию брака и семьи.

Анализ семьи как института и малой группы. Работы Р. Хилла. Типология теоретических парадигм Барелла и Моргана. Школа альтернативной социологии (А. Карлсон, Б. Бергер, Дж. Девис, П. Морган, Д. Пипеное).

Основные теоретические подходы в социологическом исследовании семьи

Похожие материалы

Информация о работе