Основы педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. История педагогических идей и воспитательных практик

Страницы работы

Фрагмент текста работы

наиболее развитых государствах древнего мира -- Китае, Индии, Египте, Греции -- были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны  и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию мудростью, т. е. тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо мыслить", "хорошо делать". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей, осуждал скупых родителей, не желающих тратить на обучение детей и обрекавших их на невежество. Афоризмы Демокрита, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу"; "Хорошими  людьми становятся больше от упражнения, чем от природы"; "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда".

Важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности сформулированы в трудах древнегреческих мыслителей Сократа (469-399гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).

Сократ жил в Афинах, известен как один из крупнейших философов своего времени, славился неотразимостью в споре. Будучи по профессии скульптором, Сократ имел много учеников, которых обучал не только ваянию, но и ведению диалога, полемике, беседуя с ними в процессе работы. Он был страшным противником догматизма. Его девиз - все подвергать критическому анализу, т.е. думать и рассуждать, ничего не принимать на веру, во всем сомневаться. Сократ раскрыл цели и этапы образования и воспитания человека.

Одним из самых восторженных учеников Сократа был Платон.

Педагогическая система Платона наиболее полно представлена в его произведениях "Государство" и "Законы". Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской Академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).

В основе педагогической теории Платона лежит идея: восторг и познание - единое целое, познание он не отделяет от любви, а любовь от красоты. Если учесть, что слово "школа" (в пер. с греч. и лат. - означает "досуг"), а досуг связан всегда с чем-то приятным, то нетрудно догадаться, что должно лежать в основе обучения.

Платон писал: "Если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже одеты, но если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, то в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей".

Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям. ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -  достойную жизнь".

Аристотель  не посвящал вопросам педагогики отдельных произведений, но многократно затрагивал их в своих трудах -- "Этике" и "Политике". Развивая теорию воспитания, он рассматривает три стороны воспитания -- физическое, нравственное и умственное.

Педагогические идеи Древнего Рима находились под сильным влиянием греческих традиций. Особенно это характерно для взглядов мыслителя и политика Цицерона (106-43гг. до н. э.). Полноценного образования достойны немногие, говорил Цицерон, большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах". Нужно поощрять развитие разума и чувства благоразумия в человеке. И это должна сделать семья, считал Цицерон.

Наиболее известным древнеримским педагогом является Квинтилиан (42 - 96 г.г. до н.э.).  Образование он получил в Риме, где его отец был учителем риторики

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
188 Kb
Скачали:
0