Личность как субъект профессиональной деятельности. Команда как организационная форма коллективного управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра педагогики и психологии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

Автор – составитель

, ассистент кафедры педагогики и психологии БГЭУ

Минск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Примерное распределение академических часов по темам и видам занятий

4

Примерные вопросы к зачету

5

Тема 1. Личность      как      субъект      профессиональной  деятельности.

6

Тема 2.  Команда как организационная форма коллективного управления.

13

Тема 3. Психологические аспекты делового общения

19

Тема 4. Корпоративная культура компании

25

Тема 5. Психология потребителя

31

Тема 6. Этико-психологические особенности обслуживания клиентов в офисе (торговом зале)

37

Тема 7. Психология торговой презентации.

44

Тема 8. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности.

46

Тема 9. Самоменеджмент и психическое здоровье работника.

62

Тема 10. Трудоустройство и подбор персонала. Самопрезентация работника.

69

Тема11. Реклама как средство психологического воздействия

74

Тема 12. Психология возрастных изменений в профессиональной деятельности.

80

Темы рефератов

86

Рекомендуемая литература

87

Введение

В настоящее время к  специалистам работающим в сфере Человек-Человек  предъявляются  высокие требования  к  умению применять на практике знания и умения в области психологии эффективного общения, механизмах  взаимодействия с потребителем, коллегами; демонстрировать способности распознавать проблемы и эффективно принимать управленческие решения.

Профессиональная психологияявляется отраслью психологии, которая изучает специфику профессиональной деятельности, индивидуальные особенности специалистов различных сфер деятельности, а так же особенности взаимоотношений специалистов друг с другом и с другими людьми (поставщики и клиенты).  В поле зрения курса «Профессиональная психология» находятся проблемы: личности специалиста, его саморазвития и самосовершенствования, механизмов групповой динамики и поведения в малых группах, коммуникативные и управленческие умения специалиста, проблемы самоменеджмента и здоровья работника, проблемы построения карьеры.

Цель преподавания дисциплины – повышение уровня профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической культуры будущих специалистов.

Основные задачи изучения дисциплины:

·  ознакомление студентов с проблемным полем профессиональной психологии и основными достижениями в данной научной области;

·  формирование у студентов теоретической основы успешной профессиональной деятельности;

  • приобретение знаний о психологической сущности, закономерности, принципах профессиональной деятельности человека;
  • развитие способности адекватного познания себя и других;
  • развитие  профессиональных  и нравственных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
  • формирование  умений и навыков необходимых для эффективного общения с клиентами и коллегами.

Данные учебно-методические рекомендации могут быть использованы студентами дневного и особенно заочного обучения для самоподготовки к практическим занятиям и зачету по профессиональной психологии. В учебно-методических рекомендациях обобщены наиболее актуальные вопросы профессиональной психологии в сфере туризма и гостиничного дела.

Учебно-методические рекомендации включают в себя перечень тем учебной дисциплины, вопросы к зачету, темы рефератов для самостоятельной подготовки, список литературы, рекомендуемый для освоения курсом. Каждая тема содержит перечень основных вопросов, на которые студенты должны дать ответы,  и краткий конспект лекций.

Примерное распределение академических часов по темам и видам занятий

Наименование тем

Всего часов

Стационар  заочники

1.

Личность      как      субъект      профессиональной  деятельности.

2

2

1

2.

Команда как организационная форма коллективного управления.

4

4

1

1

3.

Психологические аспекты делового общения

2

4

2

4.

Корпоративная культура компании

2

4

1

5.

Психология потребителя

4

4

1

1

6.

Этико-психологические особенности обслуживания клиентов в офисе (торговом зале)

2

2

1

7.

Психология торговой презентации.

2

2

1

1

8.

Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности.

4

4

1

9.

Самоменеджмент и психическое здоровье работника

2

2

1

10.

Трудоустройство и подбор персонала. Самопрезентация работника

2

4

1

11.

Реклама как средство психологического воздействия

2

8

12.

Психология возрастных изменений в профессиональной деятельности.

2

2

Итого:

30

42

6

8

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по курсу  «Профессиональная психология» (ВШТ)

  1. Предмет и задачи профессиональной психологии.
  2. Профессиональное и личностное самоопределение специалиста.
  3. Профессиограмма и ее составные элементы (доминирующий способ мышления, базовые знания, способности и т.п.)
  4. Психологические типы и их проявление в работе, бизнесе и обучении (Д.Холланд, Хейманс)
  5. Команда: критерии эффективной команды, принципы ее работы.
  6. Формирование команды. Психологическая совместимость в команде.
  7. Формальная и неформальная структура команды.
  8. Специфика управления женской, мужской и смешанной командой.
  9. Сравнительная характеристика руководителя и неформального лидера.
  10. Типология руководителей: демократ, диктатор, организатор, манипулятор.
  11. Корпоративная культура: структура и типология.
  12. Формирование корпоративной культуры.
  13. Психология имиджа фирмы.
  14. Имидж делового человека.
  15. Понятие и особенности делового общения.
  16. Коммуникативная составляющая общения.
  17. Перцептивная составляющая общения.
  18. Интерактивная сторона делового общения.
  19. Специфика невербального общения с клиентами.
  20. Психологические особенности публичного выступления.
  21. Психологические особенности продаж по телефону.
  22. Конфликты в профессиональной деятельности, их причины и классификация.
  23. Стратегии поведения и способы разрешения профессиональных конфликтов

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
651 Kb
Скачали:
0