Пути саморазвития и самосовершенствования личности. Акмеологические основы самосовершенствования. Карьера и ее значение

Страницы работы

Фрагмент текста работы

8.7. Пути саморазвития и самосовершенствования личности.[1]

Развитие личности – это процесс постоянных выборов между двумя полярными отношениями к миру и себе: между доверием и недоверием, между инициативой и пассивностью, между компетентностью и чувством неполноценности.

                                     Эрик Эриксон

Самосовершенствование личности. Акмеологические основы самосовершенствования. Карьера и ее значение. Пути самосовершенствования личности. Имидж и его составляющие.

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие «компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.

То, что проблема достижения личностью вершин творческого саморазвития и профессиональной зрелости приобретает в последние годы все большую теоретическую и практическую актуальность, подтверждается самим формированием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли знания.

Акмеология (от греч. akme – вершина) – наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

-  Во–первых, «акме» обосновывается как интегративная характеристика личности, которая как бы суммирует основные параметры ее зрелости (социальной, психологической, нравственной и т.д.);

-  Во-вторых, наиболее фундаментальными критериями «акме» выступают саморегуляция личности и творчество как ее высшее проявление;

-  В-третьих, «акме» рассматривается не только как итог, но также как процесс становления зрелости, который имеет на каждом из этапов развития личности свои критерии и особенности проявления;

-  В-четвертых, это последнее открывает возможность изучения становления «акме» в образовательных системах.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.

Государственными институтами, обеспечивающими возможность непрерывного образования, самосовершенствования, являются: общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального (профессионально-технического, среднего специального, высшего) образования, институты повышения квалификации и дополнительного образования.

Непрерывное образование в отечественной культуре рассматривается в нескольких контекстах:

1)  это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;

2)  целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем;

3)  образование за пределами базового образования, приобретение

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
83 Kb
Скачали:
0