Понятие, сущность и содержание профессиональной психологии. Психологические свойства и состояния

Страницы работы

Фрагмент текста работы

88 П841

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учебно-методическое объединение по экономическому образованию

Белорусский государственный экономический университет

УТВЕРЖДЕНА

Председателем учебно-методического объединения по экономическому образованию Республики Беларусь

Регистрационный № ТД-21/тип.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа для высших учебных заведений по специальности Э 01.05.00 “Экономика и управление социально-культурной сферой”

Минск 2001

УДК     159.9

ББК     88.49

П84

С о с т а в и т е л ь: , старший преподаватель

Р е ц е н з е н т ы: кафедра международного туризма Белорусского государственного университета; , кандидат экономических наук, доцент

Р е к о м е н д о в а н а  к  у т в е р ж д е н и ю  в качестве типовой кафедрой управления туризмом; Учебно-методическим советом Белорусского государственного экономического университета; Научно-методическим советом УМО по экономическому образованию по специальностям “Менеджмент”, “Экономика и управление на предприятии”, “Экономика и управление социально-культурной сферой”

Ответственный за редакцию О.П. Гаркавая

Ответственный за выпуск Л.А. Чеснокова

УДК 159.9

ББК 88.49

© , 2001 © БГЭУ, 2001

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успех коммерческой деятельности во многом зависит от психологической культуры каждого ее участника. Изучение основ психологии туризма позволит будущим специалистам осознать необходимость комплексных знаний в области профессиональной психологии, а также необходимость формировать у себя и своих коллег более глубоких нравственных качеств и этических норм, прочное и сознательное усвоение которых будет способствовать созданию благополучного морально-психологического климата в трудовом коллективе для достижения взаимопонимания, эффективного сотрудничества и успешной профессиональной деятельности.

 Цель данного курса состоит в том, чтобы привить будущим специалистам потребность в постоянном повышении своего личного уровня и уровня профессионального отношения к обслуживанию клиентов, повышению культуры взаимоотношений.

Изучение курса должно помочь студентам самостоятельно применять на практике методы психологического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности, адекватно воспринимать окружающую действительность.

Задачи курса включают в себя ознакомление с основными методами, стратегиями, приемами, рекомендациями, профессиональными советами в области психологии туризма. Понимание и осознание их закономерностей, приобретение определенных навыков применения методов и приемов воздействия на людей помогут будущим специалистам достойно выйти из любой тупиковой ситуации, дадут ключи к преодолению всевозможных препятствий, а также возможность получать ответы на основные вопросы, которые будут возникать в процессе профессиональной деятельности.

Изучаемая дисциплина тесно связана с такими учебными дисциплинами, как менеджмент туризма, маркетинг в туризме, туроперейтинг, экскурсоведение, организация туризма.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 Тема 1. Понятие, сущность и содержание профессиональной психологии. Предмет и задачи курса

Понятие психологии. Предмет и задачи профессиональной психологии. Цели и уровни. Взаимосвязь предмета с другими науками. Основные направления современной психологии. Практическое значение профессиональной психологии в повышении культуры взаимоотношений и эффективности трудовой деятельности. Характеристика основных методов профессиональной психологии. Методы описательной психологии. Методы практической психологии.

Психологические особенности труда работников сферы услуг. Престиж профессии. Мотивы выбора профессии и психологические требования, предъявляемые обществом к работникам сферы услуг. Профессиональные качества. Психологические предпосылки для работы в сфере услуг. Профессиональные способности личности.

Тема 2. Психологические свойства и состояния

Психические свойства, необходимые для работы в сфере услуг: ощущение как психологический процесс формирования чувствительности и выносливости. Пороги ощущений. Взаимодействие ощущений. Адаптация. Восприятие как целостное отражение действительности. Избирательность, осмысленность восприятия. Понятие апперцепции, константности, иллюзии. Формирование наблюдательности. Память. Ее особенности, виды и значение для работников сферы услуг. Значимость форм, операций, свойств мышления для взаимодействия с другими людьми. Интуиция. Формирование позитивного мышления.

Формирование положительных чувств и эмоций как основы достижения успеха. Эмоциональные состояния. Понятие фрустрации. Самовоспитание личности, самоконтроль психических состояний. Методы восстановления физических и психических сил. Механизмы психологической защиты.

Воображение как творческий процесс предоставления результата труда до его начала. Виды воображения. Внимание. Особенности внимания и его виды. Воля как сознательно регулируемое поведение человека. Волевые качества личности. Основные психологические аспекты функционирования речи.

Тема 3. Психология личности

Понятие личности. Формирование и развитие личности. Современные психологические теории личности. Основные черты личности. Психологическая структура личности. Типологические особенности личности.

Понятие темперамента и характера. Их разновидности. Классификационные типы темперамента и характера. Особенности влияния темперамента и характера на взаимоотношения и эффективность трудовой деятельности. Психология межличностного взаимодействия.

 Психологическая совместимость. Самооценка. Особенности взаимоотношений при заниженной и завышенной самооценке. Факторы, влияющие на самооценку. Самоуважение. Типологии сотрудников и клиентов. Стратегии взаимодействия.

Тема 4. Психология общения

Психология общения в сфере услуг. Ее особенности. Формы психологического воздействия на другого человека: внушение, заражение, подражание, эмпатия, убеждение. Методы психологического воздействия.

Средства общения и его виды. Невербальное общение. Проксемика и характеристика ее основных факторов. Значение взгляда, позы, мимики, жестов. Психологическая характеристика их воздействия. Психологические основы делового общения: беседы, переговоры, совещания и т.д. Искусство ведения споров. Принципы убеждения. Умение расположить к себе собеседника. Приемы эффективного слушания.

Искусство манипулирования. Способы воздействия на людей не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды. Барьеры общения. Половозрастные особенности общения. Сила комплимента. Психологическое воздействие имени человека. Установление контакта, прием клиентов. Первое впечатление. Имидж организации. Имидж делового человека. Этика внешнего вида. Половозрастные особенности. Искусство общения по телефону.

Психологическое воздействие цвета и основные приемы и принципы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
162 Kb
Скачали:
0