Методы обучения иностранным языкам. Прямой и натуральный методы и их модификации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

учитывает наличия в слове общего и особенного, благодаря чему слово способно выполнять разные функции:

1)  познавательную функцию наименования, т.е. установления связи лексического обобщения знака с представлением о конкретном «внеязыковом объекте»[5], выраженном в значении слова;

2)  коммуникативную функцию, реализуемую в контексте и позволяющую слову проявить различные оттенки своего значения, его варианты. Выполнение первой функции связано с наличием у слова общего значения, его иногда называют словарным, именно оно фигурирует первым в словарной статье. Вторая функция слова реализуется благодаря возможности слова приобретать так называемые конкретные значения. Особенно продуктивны в этом плане многозначные слова; не имеют контекстных значений термины, эти слова в любом контексте понимаются одинаково. Овладение новым словом изучаемого языка является наиболее продуктивным, если в состав предлагаемых значений входит словарное. Это раскрывает перед учеником возможность самостоятельно понять слово, впервые встретившееся в новом значении.

Одной из проблем, вызывавших в свое время ожесточенные споры и периодически возникающих и сегодня, является проблема деления усваиваемого материала на продуктивный и рецептивный.

Типичным недоразумением является представление о ом, что рецептивное владение хуже продуктивного. На самом же деле оно не является ни менее прочным, ни менее полезным. Это качественно иное умение, предусматривающее путь от языковой формы к раскрытию смысла речевого сообщения, в то время как продуктивное владение обеспечивает возможность выразить определенную мысль с помощью иноязычных средств. Поэтому и ход мыслей у говорящего и случающего (читающего) иной, и механизмы, участвующие в речевосприятии и речепорождении, имеют ряд отличий; различным является и операциональный состав деятельности и характер трудностей, сопровождающих рецепцию и продукцию на иностранном языке.

Учитывая эти различия, понимаешь, ошибочность и другого бытующего среди учителей и методистов предположения, что продуктивное владение материалом само собой обеспечивает возможность его использования в процессе рецепции. В целенаправленном обучении нуждаются и тот, и другой вид владения языковым материалом. Этот вопрос заслуживает специального рассмотрения.

Суммируем возможные оппозиции, с которыми сталкивается учитель иностранного языка:

-  путь от связного текста или от изолированных языковых единиц; ведущая роль синтеза или анализа;

-  преимущества слуховой, зрительной, моторной опоры при усвоении языкового материала;

-  предпочтительная опора на письменный текст или сочетание речевой деятельности с музыкой, драматизацией, физическим действием;

-  выбор индуктивного или дедуктивного способа ознакомления с фактами языка;

-  работа над изолированным словом или словом в контексте.

Унифицированный подход ко всему подлежащему усвоению языковому материалу или дифференцированный подход в зависимости от цели усвоения – выход в рецепцию или продукцию.

          Чем полезно руководствоваться, отдавая предпочтение тому или иному подходу, методу, приему? Ответим на этот вопрос так:

1)  своим пониманием целей обучения;

2)  своими личностными особенностями;

3)  возрастными и индивидуальными особенностями своих учеников, их сегодняшними интересами и  планами на будущее;

4)  условиями обучения;

5)  особенностями изучаемого языкового материала;

6)  знанием психолого-физиологических механизмов, лежащих в основе усвоения языковых средств, операций и действий с ними, обеспечивающих речевое общение.

Главное – понимать, чего вы хотите добиться, и аргументировано отстаивать свой выбор, пути к достижению поставленной цели. Учитель имеет право на выбор. Хотя правильнее было бы говорить не о выборе, а о разумном сочетании используемых подходов, которые не столько противоречат друг другу, сколько взаимодополняют друг друга.

Методика преподавания иностранных языков подобна бабушкину сундуку. Берегите его, почаще перебирайте.  В нем нет ничего лишнего, все может пригодиться в трудную минуту. Главное – иметь зоркий глаз и уважение к тем, кто думал и творил для нас.

Из истории методов обучения

Натуральный метод

          В 70-х годах ХIХ века  происходят серьезные экономические изменения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
104 Kb
Скачали:
0