Корпоративное обучение учащихся речевому взаимодействию на уроках английского языка

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Обучение иностранным языкам на рубеже столетий

РазДел И

Обучение иностранннм языкам в средней школе

Н.Р.Аниськович (Минск)

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РЕЧЕВОМУ

ВЗАИМОДЕЙСТВШО НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Организация и регулирование речевого взаимодействия в соответствии с ситуацией общения обеспечивается стратегической компетенцией, которая подразумевает способность использовать вербальные и невербальные стратегии для компенсации пробелов в знании языка общения.

Стратегическая компетенция рассматривает также способности и качества, включающие лингвострановедческую и социошщгвистическую наблюдательность и общительность. Последняя представляет собой целый комплекс свойств: речевая контактность, речевая тактичность, коммуникативная гибкость и вариативность речевого и соматического поведения.

Успешность взаимодействия собеседников в процессе общения во многом зависит от применяемых стратегий и тактик. Владение стратегиями подразумевает сознательное использование адекватных вербальных и невербальных средств в случае возникновения затруднений в процессе общения. Коммуникативные стратегии следует рассматривать как потенциально сознательные планы отдельной лиЧНОСТИ для решения проблемы достижения конкретной коммуникативной цели Кроме этого, целесообразно учитывать составляющую речевой стратегии, к которой относят такие виды действий, как аргументация, мотивация, выражение ЭМОIЩЙ (симпатий, антипатий), размышление вслух, оправдаюте. Уровень стратегий отличается от тактик качественно более сложной и многоплановой организацией деятельности. В рамках стратегии, как правило, сочетаются и перекрещиваются различные типы тактик.

Стратегии общения различаются по степени возможности и их роли в достижении коммуникативной цели. Так, функционально более нагруженные стратегии высказывания могут затрагивать: 1) целесообразность темы; 2) отношение собеседников к предмету разговора; 3) заинтересованность в беседе; 4) уместность разговора для даюшх условий; 5) соответствие обстановке разговора физических параметров речи; 6) отношение к манере говорить и к эмоциональному состоянию; 7) истот-иик сведений; 8) соблюдение конфиденциальносм. Специально могут быть введены и оговорены переспросы, неточности, отсушения, комментарии, добавления, примеры, аргументы, контраргументы, варьирования изложения мысли, т.е. все виды учебных действий, обучаюшиХ умениям речевого взаимодействия.

В процессе формирования навыков и умений речевого взаимодействия нами выделены три основных этапа:

22

 1) формирование ориентировочной основы, включающее наблюдение и ОШВ речевого поведения участников общения;

2) формирование стратегии и тактических приемов ее реализации в отденых фрагментах речевого взаимодействия;

3) развитие умений речевого взаимодействия в условиях реального или жающегося к реальному общения.

Одним из способов овладения речевым взаимодействием на уроках ангВского языка, как показали результаты констатирующего и разведывательнокового экспериментов, является учебное сотрудничество, корпоративное ение (cooperative learning), предполагающее учебное сотрудничество в разформах и режимах работы. В основе стратегии сотрудничества лежат стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных сов обучаемых, предусматривающие все уровни общения. Благодаря обучаемых друг с другом, с учителем возникает столь необходимый , и коммуниканты поочередно выполняют разные социальные роли лиисполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя

Учебное сотрудничество положительно влияет на деятельность его участЭто выражается в том, что в условиях сотрудничества более успешно ся сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал. овая форма работы повышает уровень коммуникативных умений. Принкорпоративного обучения реализуются в 3-х планах:

3) установка на коллективное творчество,

(2) активное участие каждого обучаемого в решеюш поставленной задачи, ) выбор каждым обучаемым личностно-значимого предмета продуктивили рецептивного вида речевой деятельности (в смысле знания средств ачения этого предмета, способов его выражения и предпочтения).

Коллективная коммуникативная деятельность обучаемых понимается слеобразом. Перед группой обучаемых ставится мыслительная задача, е которой возможно только при условии их коллективной работы. Корная деятельность имеет общий групповой результат. При этом индивиные высказывания обучаемых имеют общий для всей группы смысловой рок учебного сотрудничества и взаимодействия должен отвечать слекритериям :

положительное взаимодействие участников общения, которое заключа) том, что обучаемые «плавают и тонут» вместе, т.е. они должны не только изучить материал, но и обеспечить его полное понимание всеми членами

Таким образом, на них лежит двойная ответственность, для которой я термин положительное взаимоДействие;

2)  корпоративное взаимодействие всех членов группы, которое проявляетоказании помощи друг другу при изучении материала, что способствует ному успеху. Вербальная коммуникация определяет результаты процесса ения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
165 Kb
Скачали:
0