Цели обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПРАКТИЧЕСКОЕЗАНЯТИЕ1

ПРОБЛЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯЧто должен знать и уметь учащийся средней школы, чтобы овладеть общением на иностранном языке

ГЛОССАРИЙ

Содержание обучения иностранным языкам составляют:

а) сферы общения, на основе которых ведется обучение устной ре-

чи и чтению, и их предметно-тематическое содержание;

б) языковой (фонетический, лексический, грамматический) материал; в) навыки и умения устной речи, чтения и письма; г) тексты как образцы устной и письменной речи.

Сфера общения — совокупность коммуникативных ситуаций, характеризующаяся однотипностью речевых потребностей человека, отношений между собеседниками и обстановки (В. Л. Скалкин).

Знания (в методике обучения иностранным языкам) — осознание системы языка и правил пользования этой системой в практической деятельности.

Язык — система фонетических, лексических и грамматических явлений, выступающих средством общения людей.

Речь — способ формирования и формулирования мысли посредством языка (И. А. Зимняя).

Речевая деятельность (РД) — целенаправленная и мотивированная деятельность человека, использующего язык в процессе взаимодействия с другими людьми для порождения (говорение, письмо) и/или восприятия (слушание, чтение) сообщения.

Навык — действие с языковым явлением, доведенное до автоматизма в результате выполнения упражнений.

Умение — способность осуществлять речевую деятельность (слушание, говорение, чтение и письмо) на основе приобретенных знаний и навыков в условиях иноязычного общения.

Методические принципы — исходные положения, обусловливающие стратегию обучения иностранному языку.

                                    1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.  Цели обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.

2.  Содержание обучения иностранным языкам в средней школе.

3.  Анализ структуры и содержания программы но ИЯ для общеобразовательной школы:

а) структура программы; б) цели и задачи обучения; в) требования к владению видами речевой деятельности на ИЯ:

— восприятие речи на слух;

— говорение;

— чтение; — письмо; г) требования к владению языковым материалом:

— фонетика;

— лексика;

— грамматика.

2  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.  Проанализируйте предлагаемые в рекомендованной литературе различные методические подходы к определению целей и содержания обучения иностранным языкам и сопоставьте их.

2.  Изучите объяснительную записку к школьным программам по ИЯ и определите основные требования к владению видами речевой деятельности и языковым материалом.

3.  Проанализируйте сферы общения и их предметно-тематическое содержание на различных этапах обучения в средней школе.

4.  Определите критерии, по которым усложняются программные требования к языковому материалу и видам речевой деятельности от класса к классу.

3 УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ

Проведите сопоставительный анализ предметно-тематического содержания обучения иностранным языкам на различных этапах средней школы (см. Программу).

4  ПИСЬМЕННОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Проанализировав содержание программы по иностранным языкам, выпишите требования к владению учащимися языковым материалом и видами речевой деятельности в 4-м и 12-м классах.

                                                                                                                                                                                                                                                                                    Цели и содержание обучения ИЯ

Подходы

Цели

Содержание

I.

Традиционный

в

отечественной методике (Л.В.Щерба,

И.В.Рахманов, А.А.Миролюбо

в,

Г.В. Рогова и др.)

1) практические;

2)

           (обще)образоват ельные;

3)  воспитательные:

4)  развивающие

1) Лингвистический компонент:

•  языковой материал (фонетический, лексический, грамматический):

•  речевой материал (ситуативно-тематически обусловленные образны речевых высказываний разной протяженности).

Отбор осуществляется исходя из сфер/потребностей общения.

2) Психологический компонент:

• речевые навыки и умения, обеспечивающие использование изучаемого языка в целях общения.

3) Методический компонент:

• рациональные приемы учебно-познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы.

II. По

документам Совета Европы

Формирование коммуникативной компетенции (в единстве ее составляющих)

1)  лингвистическая компетенция (овладение языковыми знаниями и "соответствующими им навыками (фонетическими, лексическими, грам-

2)  матическимисоциолингвистическая));     компетенция (способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуацией общения и речевым партнером);

3)  социокультурная компетенция (способность к ведению диалога культур, знание социального контекста, в котором функционирует язык);

4)  дискурсивная компетенция (способность достигать связности от-

дельных высказываний в коммуникативных актах и воспринимать

Похожие материалы

Информация о работе