Система непрерывного образования. Роль высшего образования. Объективные предпосылки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

7.3 Система непрерывного образования

Что носится в воздухе, чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования.

Гегель

Генезис идеи непрерывности образования. Объективные и субъективные предпосылки перехода к непрерывному образованию. Роль ЮНЕСКО в утверждении идеи непрерывного образования. Принципы функционирования непрерывного образования.  Роль высшего образования.

Идея непрерывного образования занимает все более заметное место в ряду прогрессивных идей ХХ -- начала ХХI в. Смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит обеспечить процветание всему обществу. Именно поэтому  многие государства ищут сегодня свою модель непрерывного образования.

Истоки идеи непрерывного образования можно найти у древних философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки. Предтечей современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский. Он утверждал, что для учебы подходит каждый возраст. Вся жизнь должна быть школой, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек более способен.

Практика доказала  необходимость всеобщего обучения детей и молодежи, возникшую еще эпоху Просвещения. А затем возникла потребность в обучении и профессиональной подготовке и переподготовке взрослых (в ХХв. обнаружено быстрое старение знаний). Эти и другие факторы поставили вопрос о необходимости теоретического обоснования образовательных процессов в современных условиях, подвели к идее непрерывности образования.

Впервые эта идея, концептуально оформленная, была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. Позже была необходимость изменения характера отношений между обществом и образованием. С середины 70-х гг. XX в. идея непрерывного образования находит поддержку во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.

Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к непрерывному образованию?

Объективные предпосылки. В ХХ в. произошел бурный социально-экономический и научно-технический прогресс. Такого динамизма общественного развития не знали предыдущие эпохи, когда эволюция производства осуществлялась сравнительно медленно, что и обусловило относительное постоянство структуры и содержания образования.  Именно поэтому сложился тип "конечного образования". Это означало, что полученные человеком однажды (в процессе обучения в школе, вузе) знания сохраняли свою ценность в течение всей его жизни и не устаревали. В условиях научно-технического прогресса ситуация изменилась: обновление техники, технологий, стало превосходить темпы смены поколений людей. Конечное образование вызвало дефицит знаний, привело к тому, что многие работники перестали выполнять свои обязанности профессионально, обострилась проблема функциональной неграмотности.

Произошло отставание образования от новых реалий жизни, что вызвало его девальвацию. Возможности "конечного образования" оказались исчерпанными. Это привело к рождению ряда инициатив: параллельное образование, продолженное образование, повышение квалификации, дистанционное образование, самообразование. Но все это взятое в отдельности помогало лишь частично решать возникшие проблемы.

Таким образом,  создались объективные предпосылки для поиска перехода к непрерывному образованию.

Субъективные предпосылки. Возникшая рассогласованность между имеющимся и необходимым для человека уровнем знаний в современных условиях привела к профессиональной некомпетентности, неумению сделать надежный профессиональный выбор. С другой стороны, рост в целом благосостояния в целом, увеличения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
108 Kb
Скачали:
0