Сущность урока и требования к уроку иностранного языка. Учебная ситуация на уроке

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Значительно тонизирует урок, посвященный теме «Спорт», беседа, организуемая вокруг спортивных фаворитов данного класса, школы, своей страны и страны изучаемого языка, самых последних спортивных состязаний.

 Образцы и примеры, используемые на уроке, должны быть ценными в воспитательном отношении и образовательно значимыми. Для этого необходимо, чтобы у учителя был определенный запас стихотворений, песен, пословиц, поговорок, афоризмов, шуток, воплощающих народную мудрость и мудрость великих людей, и чтобы он мог использовать любовь молодежи к крылатым словам. Такой материал должен быть упорядочен учителем, т. е. связан с определенными языковыми фактами и включаться в учебный процесс по мере необходимости. Например, афоризм Сократа можно с успехом использовать для усвоения употребления немецкого глагола wissen:

,Ich weiB, daB ich nichts weiB”. («Я знаю только то, что ничего не знаю». )

 В английском языке много пословиц, рифмовок, которые облегчают запоминание языкового материала и эмоционально воздействуют на учеников.

А friend in need is а friend indeed.

Rain, rain, go away,

 Соте again another day,

Little Тотту wants to play.

 Французский язык богат пословицами, рифмовками. Учащиеся любят их учить. Они так красиво звучат на этом языке.

Tout est bien qui finit bien.

Rira bien qui rira le dernier.

Paris пе s'est pas fait еп ип jour. Vouloir c'est pouvoir.

C'est le temps des violons.

C'est le temps des violettes.

1-е printemps јоие аи ballon. Les enfants lui font f6te.

Таким образом, доминанта содержания должна царить на уроке. Именно это создает напряженность и обеспечивает уважение учащихся к- предмету.

Содержательность урока определяется также подбором приемов и упражнений, точно соответствующих поставленным задачам. Под

7 Заказ 845

соответствием задачам мы имеем в виду для устной речи учебные ситуации общения, для чтения — характер текстового материала. Под учебной ситуацией понимается специально созданные условия, обстоятельства, система взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке.

Учебная ситуация по возможности должна быть адекватна реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.

Учебная ситуация должна быть предельно ясна учащимся. Это значит: четко определена задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т. п.). Учащиеся знают то, что от них требуется, что они могут сделать, так как выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые клише) материалом, усваиваемым или усвоенным. В случае если ученику незнакомо нужное слово или он его забыл, учитель или товарищи придут ему на помощь; они знают, как нужно выполнить задание, какие средства нужны для его выполнения; они знают, что общение будет проходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении партнеров друг к другу; они знают, чему научатся, выполнив задание.

Учебная ситуация должна способствовать формированию у школьников таких качеств, как ответственность за выполнение задания (действую не один, нужно помнить о том, чтобы не подвести товарищей), аккуратность и добросовестность.

Учебная ситуация должна помогать воспитывать у шкальников внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма, инициативности.

Учебная ситуация должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся интерес к заданию и желание его выполнить. Естественно, это далеко не полный перечень требований к учебной ситуации и организации ее выполнения.

Итак, содержательность урока в плане развития устной речи определяют точно подобранные в соответствии с задачами урока и особенностями учащихся ситуации, и, конечно, языковой и речевой материал в этом случае становится мотивированным, а его употребление — естественным. Однако создание таких ситуаций предполагает исчерпывающее знание класса, его интересов и жизни школы в целом, знание языковых возможностей учащихся. Проектируя ситуацию, учителю следует учитывать «ее покрытие» языковыми средствами школьника и одновременно расширять эти средства. Не следует предлагать ситуацию, если в речевом опыте учащихся нет достаточных средств выражения. Приведем отрицательный пример, к сожалению, весьма распространенный. В 5-м классе, например, школьнику предлагается описать кого-либо из класса так, чтобы класс догадался, о ком идет речь. Однако в речевом опыте учащихся имеются средства только для описания стереотипа, а для выделения чего-то специфического средств нет . Следовательно, прием оказывается не корректным в данных условиях.

Адекватность приемов распространяется также и на чтение. При этом имеются в виду как сами тексты, их содержательносмысловая сторона, так и задания к ним, выделяющие смысл текста.

В настоящее время можно отметить определенные успехи в отборе текстов в рамках УМК и в разработке заданий к ним, что позволяет создавать и стимулировать на уроке атмосферу исследовательского поиска разной степени глубины. Цель этого поиска — расширение знаний о действительности, получение

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0