Организация уроков иностранного языка с использованием элементов самостоятельной работы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

учитель рассматривает ключевые вопросы темы, предлагая учащимся проблемные вопросы для самостоятельного решения

выполнение задания по образцу сначала учителем, а затем учениками (при необходимости с помощью учителя)

Переводчик абстрактных истин на язык внутреннего опыта учащегося

осмысление

учитель конкретизирует содержание заданий, организуя работу учащихся с определенными понятиями

самостоятельное выполнение учащимися заданий, предлагаемых учителем

обобщение

учитель систематизирует знания учащихся по теме; при необходимости повторно объясняет материал.

самостоятельное выполнение заданий без образца под руководством учителя

у

с

в

о

е

н

и

е

текущее повторение

учитель организует самостоятельную работу учащихся, обучает их способам знаний с помощью различных источников

самостоятельное выполнение заданий без образца

организатор учебной деятельности учащихся

итоговое повторение

учитель руководит самостоятельной работой учащихся

самостоятельное выполнение заданий с измененными условиями

п

р

и

м

е

н

е

н

и

е

самоконтроль

учитель организует индивидуальные и групповые формы работы

индивидуальное выполнение заданий с самоконтролем (проверка по ключам)

консультант

контроль

учитель проводит контрольную работу или тест

выполнение контрольной работы, тестов

коррекция ошибок

учитель организует работу над ошибками

выполнение работы над ошибками (если они имеются в работе)

Как видно из данной схемы, именно на этапе понимания учитель обеспечивает осознание, осмысление и обобщение изучаемого материала.

На этапе усвоения учитель выступает в позиции организатора учебной деятельности учащихся. На этом этапе самостоятельная работа имеет наибольший удельный вес, поэтому здесь особое внимание уделяется оперативной стороне обучения: обучению учащихся приемам, методам познания, позволяющим им овладеть способами добывания новых знаний и применения их на практике.

На этапе применения, т.е. самостоятельного использования приобретенных знаний, умений и навыков, учитель становится консультантом, а основная форма деятельности учащихся – индивидуальная самостоятельная работа.

При организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка необходимо также учитывать специфические черты внимания и памяти.

Фактором, способствующим лучшей мобилизации внимания при самостоятельной работе, оказывается постановка перед учениками мотивированной познавательной задачи, следовательно, задания по ИЯ должны быть всегда направлены на формирование соответствующих познавательных действий. Например: ответы на специальные вопросы, составление плана, выполнение заданий типа: докажите, что …, опровергните … и т.п.

Необходимо объяснить учащимся, что забывание – естественный процесс и что повторение – единственный способ сохранить в памяти выученное. Здесь следует помнить о значительно большей экономичности и эффективности осмысленно-логического запоминания по сравнению с механическим.

Знание психологических особенностей организации учебного процесса помогает учителю в использовании структурно-логических приемов при организации самостоятельной работы на уроках. В данной таблице предлагаются учебные занятия, которые способствуют организации самостоятельной работы на уроках на различных его этапах.

Тип урока

Вид урока

1.

Понимание учебного материала (уроки осознания, осмысления, обобщения)

урок – беседа, урок – игра, урок - обсуждение и т.д.

2.

Усвоение учебного материала (уроки текущего, тематического и итогового повторения)

урок – проблема, урок – пресс-конференция и т.д.

3.

Применение учебного материала (уроки формирования и совершенствования умений, творческого применения)

урок защиты проектов, урок-дискуссия, урок-дебаты, урок-телемост

4.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков

урок-викторина, урок-конкурс, урок-турнир, урок-КВН, тестирование, контрольная работа

5.

Коррекция знаний, умений и навыков

Урок групповой работы над ошибками

 Классификация видов самостоятельной работы:

1)  по цели а) СР над развитием ВРД

б) СР над языковым материалом

2)  по содержанию учебного материала: а) над текстом, темой, проблемой б) СР с видео, аудио, наглядностью

3)  по форме взаимодействия учащихся а) индивидуальная б) парная в) групповая г) фронтальная работа

Задания могут быть одинаковые для всех, диффиринцированные  или индивидуальные.

4)  по характеру протекания а) репродуктивный (воспроизводящий) -- жесткий способ управления, наличие образца, определенная последовательность действий, наличие опор б) полутворческий -- гибкий способ управления, аналогичные ситуации

Похожие материалы

Информация о работе