Основные понятия информационного менеджмента. Производственная система

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция3-ИМ

Основные понятия информационного менеджмента

В практическом смысле под информационным менеджментом понимается совокупность методов и средств, обеспечивающих информационный сервис для всех работников предприятия. Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности.

Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.

Сравнение можно представить в виде следующей таблицы.

Информационная система

Производственная система

Входные данные

Сырье, комплектующие изделия

Ввод и накопление данных в памяти

Прием сырья и комплектующих изделий на склад

Хранение данных

Хранение сырья и комплектующих изделий на складе

Обработка данных программами

Обработка сырья на станках, в печах и т. д.

Выдача информации в требуемых формах

Сдача готовой продукции на склад

Передача результатной информации пользователю

Сбыт готовой продукции

Информационный сервис базируется на следующих принципах:

- информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса, где информационная служба выступает подрядчиком, а остальные структуры предприятия заказчиком. Бюджет подрядчика формируется из бюджетов заказчиков в зависимости от удовлетворения продукцией (информацией).

- конечным продуктом информационной системы является информационная услуга.

Информационный менеджер (ИМ) является связующим звеном между специалистами предметных областей (финансистов, бухгалтеров, экономистов, менеджеров и т.д.) и специалистов в области информационных технологий (программистами, сетевиками, информационщиками и т.д.), а также высшим руководством организации (топ-менеджерами). Связь ИМ с различными группами специалистов можно представить на рис. 3.1

Высшее руководство предприятия (организации)

 
 


Высшее руководство организации

 


Рис.3.1 Место информационного менеджера на предприятии

            Данные, информация, знания  как составляющие информационных ресурсов

Информационный ресурс предприятия (организации) (ИР) составляет совокупность собственных и внешних данных в бумажном или электронном виде, предназначенных для функционирования и развития объекта управления. Или можно сказать. Что информационный ресурс представляет документированную информацию, зафиксированную на материальном носителе.

 Данные представляют собой  фиксированные на материальном носителе сведения в структурированном или неструктурированном виде о предметах, объектах и  процессах, отражающие факты,  события и явления в экономических информационных системах.

 Информация – это результат обработки данных, представленный  на материальном носителе и адресованные конкретному пользователю  с целью принятия управленческих или иных решений или проведения аналитических исследований, т.е. имеющие смысл и ценность для получателя.

Или  в общем смысле информация – это сведения о предметах, объектах и процессах в окружающей среде, снижающие неопределенность и позволяющие адекватно реагировать на возникающие события или проблемы.

Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал. Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или  учебников, инструкций с описанием решения задач. Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.    Знания включают обработанную  информацию, использованную и используемую для принятия управленческих решений и решения иных задач, а также алгоритмы обработки информации  в виде вариантов  принятия решений.

Знания различают осознанные и неосознанные. Осознанные знания материализуются на различных носителях, например, базы данных, и получаются путем восприятия (декларативные знания) или путем рассуждения (процедурные знания).

Декларативные знания отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов. Процедурные знания зависят не от происходящих событий, зафиксированных в форме декларативных знаний, а от целей обработки знаний и способов их представления. Процедурные знания часто представляются в форме правил и расчетных формул и используются при принятии решений. Неосознанные знания делятся на нейролингвистические, ассоциативные и интуитивные. Знания служат основой  рациональных действий и процедуры, используемые при этом зависят от целей управления, которые в свою очередь могут меняться под воздействием внутренних или внешних условий. Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Принятия решений осуществляются на основе полученной информации  и имеющихся знаний.  Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений представлена на рис. 3.2.

Процесс принятия решений

Рис. 3.2. Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений 

Информационные технологии  

Основой  информационной системы (ИС)  является информационная технология

Похожие материалы

Информация о работе