Предметная область информационного менеджмента. Информатизация бизнес- процессов предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

,

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ  ПРЕДПРИЯТИЯ

Минск 2007

УДК

Рецензент:

Рекомендовано:

Утверждено:

Информационный менеджмент предприятия: учебно-методическое пособие/, В.Н., А.П; Под ред. В.Н. а - Мн: БГЭУ, 2007. -… с.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………….4

I.Теоретическая часть.

1.  Введение в информационный менеджмент предприятия………………..8

1.1  Понятие информационного менеджмента…………………………..9

1.2  Формирование знаний на предприятии……………………………..14

1.3  Предметная область   информационного менеджмента…………..21

2.  Информатизация  бизнес- процессов предприятия………………………30

2.1  Классификация информационных систем предприятия…………….30

2.2  Создание и развитие информационной системы……………………..46

II. Выполнение лабораторных работ по программе 1С:Предприятие

3. Возможности настройки конфигурации «Торговля»…………………..56

            3.1 Первый опыт программирования в 1С……………………………….56

3.2 Создание модуля документа…..……………………………………...64

        4. Разработка элементов информационной системы предприятия………..71

           4.1 Создание справочников по товарам и контрагентам…………………71

4.2 Создание документов расходная и приходная накладная……………80

Литература………………………………………………………………………….87

Предисловие

Эффективная экономика – это, прежде всего, эффективное  управление предприятиями. Управление предприятием представляет собой  совокупность воздействий, призванных обеспечить эффективное с точки зрения заданных целей протекание производственных процессов.  Каждое воздействие является результатом принятия решения на основе подготовленной информации.

Последние десятилетия ознаменовались ускоренным насыщением системами обработки информации практически всех сторон жизни общества. Информация превращается   в основной стратегический ресурс общества, прежде всего в экономике. Высказываются мнения [9] о зарождении новой информационной экономики, движущей силой которой являются информационные ресурсы (ИР), производство новых знаний и информационных продуктов и услуг.

Данные процессы привели к выделению самостоятельной научной дисциплины – информатики, предметом которой стали свойства информации, ее поведение в техногенных,  социальных и биологических системах, а также методы и технологии, ориентированные на сбор, обработку, хранение, передачу и распространение информации, что определяет понятие информационной технологии (ИТ). На наш взгляд, наиболее точно следующее определение информатики[15]: «Информатика – это наука об описании, представлении, интерпретации, формализации и применении знаний, накопленных с помощью вычислительной техники, с целью получения новых знаний». Соответственно вопросами получения новых знаний для управления предприятиями занимается наука экономическая информатика.

Экономическая информатика – это наука об информатизации деятельности предприятий и организаций для получения знаний с целью эффективного функционирования в конкурентной (рыночной) среде.  Понятие «информатизации» обычно трактуется следующим образом[7]: Информатизация – насыщение производства и всех сфер жизни и деятельности все возрастающими потоками информации. Термин «информатизация» образован как сочетание терминов «информация» и «автоматизация».

Среди дисциплин, раскрывающих содержание экономической информатики можно выделить следующие четыре дисциплины, которые отражают  основные идеологические изменения  в  современном менеджменте предприятия.

1.Управление знаниями – дисциплина об интегральном подходе к созданию, накоплению, управлению знаниями, хранящимися в виде документов различного рода, а также знаниями, принадлежащих сотрудниками предприятия [6].

2.  Информационный менеджмент – дисциплина об  управлении информационными ресурсами для обеспечения целей функционирования  предприятия[12].

3.  Электронный бизнес – дисциплина о ИТ, которые обеспечивают взаимодействие деловых партнеров и создают интегрированную цепочку  добавленной стоимости[16].

4.Реинжиниринг бизнес-процессов – дисциплина об интеграции бизнес-процессов предприятия на основе знаний и ИТ с целью достижения значительных улучшений в показателях производительности и качества[4].

Дисциплина «Управление знаниями» определяет совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные со знаниями во всех его формах и состояниях, так и с предприятием в целом. При этом должны решаться задачи определения не только собственно знаний, но и других ресурсов предприятия, в той или иной степени входящих в контакт со знаниями: технологических, кадровых, финансовых и т.д. Основная функция управления знаниями – их распределение в предприятии таким образом, чтобы каждый сотрудник или рабочая группа могли эффективно использовать их в процессе принятия решений, создания новой продукции и услуг, модернизации бизнес-процессов. Таким образом, «Управление знаниями» создает теоретические и технологические основы использования знаний на предприятии как основного стратегического ресурса.

Очевидно, что практическое использование «Управления знаниями» предполагает существование предприятия в условиях информационной экономики и соответствующий его уровень организационной зрелости. В зависимости от экономического окружения конкретного предприятия, уровня корпоративной культуры у него существует объективная потребность в информационном обеспечении основной сферы деятельности. Это приводит к формированию соответствующих информационных ресурсов (ИР) на предприятии, к созданию информационных систем (ИС) по управлению этими ресурсами. Вопросы управления ИР и ИС на предприятии рассматриваются в дисциплине «Информационный менеджмент».

Дисциплина «Электронный бизнес» рассматривает ИТ, обеспечивающие

Похожие материалы

Информация о работе