Познавательные действия в науке и формы их теоретического осмысления. Элементный состав научного исследования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный экономический университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан______________

ф.и.о., подпись

___________________

«___» __________2005г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По спецкурсу ____МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ_______________________

(название дисциплины)

Для специальности ____Все_______________________________________________

(шифр и название специальности)

Факультет ___________Маркетинга__________________________________________________

(название факультета)

Кафедра_________философии________________________________________________________

(название кафедры)

Курс _____3_______________________________________________________________________ Семестр ___1-й, ____________________________________________________________________

Лекций _______10________ часов             

Семинарских (практических)

занятий _______8________ часов                                      

Всего часов

По дисциплине ______18_____

МИНСК

2005


Рабочая программа составлена д.ф.н., профессором Лукашевичем В.К.___________

на основе базовой программы «Методология научных исследований. Мн.: 21 ноября 2001г.   Рег. № ТД 161/баз.

Название типовой (базовой) программы, дата утверждения, регистрационный номер

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры ____философии_________

название кафедры

«_16_» _____июня____________ 2005 г.

_____________________В.К. Лукашевич

ф.и.о., подпись

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией по специальности «Маркетинг»

«____» ______________________ 2005 г.

Председатель ______________________

ф.и.о., подпись

Согласовано: зав.кафедрой маркетинга                                                                                                      И.Л. Акулич


1. Цели и задачи дисциплины.

1.1.  Цель спецкурса: научно-методологическое и методическое обеспечение выполняемых студентами научных и учебных работ (контрольных, курсовых, дипломных и рефератов), реализация обучающе-исследовательского подхода в преподавании дисциплин, обеспечение непрерывной методологической подготовки специалистов и дальнейшая интенсификация учебного процесса.

1.2.  Основная задача спецкурса: обеспечить системное усвоение студентами знаний, отражающих реальный процесс научного исследования; выработать практические навыки аналитической работы и изложения ее результатов.

Изучив данный курс, студент должен:

а) знать:

n  специфику основных форм теоретического осмысления познавательных действий в науке;

n  содержание понятий, отражающих структуру научного исследования;

б) уметь характеризовать:

n  специфику научного исследования;

n  уровни методологии научного познания;

n  уровни научного исследования;

уметь анализировать:

n  структуру научного исследования;

n  структуру исследуемых проблем и методов их анализа;

в) иметь навыки:

n  отбора и изучения необходимых информационных источников;

n  структурирования работы;

n  тематически корректного изложения ее содержания;

n  формулирования и аргументации выводов и рекомендаций.

1.3.  Перечень других дисциплин, их разделов и тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

Философии (в полном объеме)

Логика (в полном объеме)

Культурологии (в полном объеме)


2. Содержание дисциплины

Название темы

Содержание темы

Количество часов

Стационар

лекции

семинары

1

2

3

4

5

I. Познавательные действия в науке и формы их теоретического осмысления.

1.

Специфика научного познания и науки как социально-культурного феномена

Познавательные действия в структуре человеческой деятельности. Формы познания. Особенности научного познания. Наука как социокультурное явление (наука как система знания, специфическая деятельность, социальный институт, производительная сила и форма общественного сознания)

2

1

2.

Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке

Теория познания, методология и логика науки (соотношение предмета). Уровни методологии научного познания. Эврилогия и теория методического творчества. Методологическое сознание

2

1

II. Научное исследование в методологическом осмыслении

3.

Элементный состав научного исследования

Объект, предмет, цели и задачи в структуре научного исследования. Условия исследования. Средства и методы исследования. Уровни научного исследования. Результат исследования

2

2

4.

Процессуальные элементы научного исследования

Выбор темы. Уточнение цели и задач исследования. Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы. Выбор репрезентативного объекта и методов исследования. Накопление новой информации и концептуализация знания. Изложение и аргументация выводов

4

2

III. Методическое обеспечение научного исследования

5.

Методика исследования и требования по оформлению выполненной работы

Разработка плана. Изучение источников информации. Работа над текстом (написание и редактирование текста). Особенности методического обеспечения учебных и учебно-исследовательских работ. Оформление научной, учебной и учебно-исследовательской работы (общие требования по компановке текста, нумерации страниц и учету объема работы; оформление титульной страницы, ссылок и сносок; схемы и приложения; оформление списка используемой литературы)

2

2

Тематика

семинарских занятий  по спецкурсу

Тема 1. Теоретическое осмысление познавательных действий в науке.

              1.1. Наука как социокультурный феномен

1.2. Специфика научного познания.

1.3. Структура научного знания.

1.4. Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке.

              1.5.  Уровни методологии научного познания.

Рефераты:

–– Наука как социальный институт.

–– Наука и квазинаука

Литература:

1.  Дынич В.И., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.: Белгосуниверситет, 1996. – 81с.

2.  Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1956, -- 832 с.

3.  Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. – Мн.: Мисанта, 1999. – 96 с.

4.  Степин В.С. Философская антропология и философия науки. –М.: Высшая школа, 1992.–1991с.

5.  Философия и методология науки /Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. –551с.

6.  Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений/Под. ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999–576с.

7.  Философия / Под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 431с.

Тема 2. Структура научного исследования.

(2 занятия)

2.1. Объект и предмет в динамике научного исследования.

2.2. Соотношение целей и задач исследования.

2.3. Проблема и вопрос в структуре научного исследования.

2.4. Специфика средств и методов исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях.

2.5. Основные формы выражения научного результата.

2.6. Основные критерии актуальности темы

2.7. Рабочая гипотеза: критерии выбора

2.8. Проблема репрезентативного объекта

2.9. Основные типы концептуализации знания

2.10 Аргументация знания: основные типы и виды

Рефераты:

--- Субъект познания и исследователь

--- Эвристическая структура научного знания

           Литература:

1.  Быков В.В. Научный эксперимент. - М., Наука, 1989. - 174с.

2.  Герасимов И.Г. Структура научного исследования. - М.: Мысль, 1985. - 217с.

3.  Ивин А.А. Основы теории аргументации. М.: Владос, 1997. - 351 с.

4.  Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки: Технология научных исследований. - М.: Наука, 1989. - 248с.

5.  Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. - Минск: Мисанта, 1999. - 96с.

6.  Лукашевич В.К. Философское знание и процессы концептуализации в современной науке // Философия в современном мире. – Мн.: Право и экономика, 2001.

7.  Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М.: Ретро, 1993. - 175с.

8.  Методология, методы и психология научного исследования. Тверь: ТГУ, 1995. - 39с.

9.  Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М. : Юнити, 1997. -350с.

10. Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска -Л. Наука. Ленинградское отделение, 1986. -121с.

11. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Наука, 2001.

12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект Пресс, 1996. -551с.

Тема 3. Методологические и методические основы конкретнонаучного исследования

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Маркетинг
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
98 Kb
Скачали:
0