Представление о социальных механизмах формирования профессиональной и корпоративной культуры в условиях учебного заведения и производственного коллектива

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Учебно-методическое пособие

для студентов дневной формы обучения

по специальности «Социология»

Минск БГЭУ 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                        3

Тематический план учебной дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура»                                                                                        5

Содержание учебного материала                                                                  6

Примерный перечень вопросов к зачёту                                                    12

Примерный перечень вопросов к экзамену                                                   14

Список литературы                                                                                           16

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Профессиональная и корпоративная культура» является одной из новых в подготовке студентов по специальности 1-23 01 05 «Социология».

Предлагаемая программа для студентов по курсу «Профессиональная и корпоративная культура» призвана обеспечить высокий уровень обучения в высшей школе и содействовать комплексной подготовке дипломированных специалистов-социологов. Содержательно представленный в программе курс акцентирован на проблематику и отличительные особенности современного социологического анализа деятельности профессиональных групп и организаций.

Базовая учебная программа дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура» разработана в соответствии с действующими образовательным стандартом и типовым учебным планом по специальности 1-23 01 05 «Социология».

Цель дисциплины – ознакомление студентов с существенными типологическими функциональными характеристиками профессиональной и корпоративной культур, факторами и условиями их формирования, освоение методов социологических исследований этих объектов.

Задачи дисциплины:

-  сформировать представление о месте и роли профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре и социально-экономической практике;

-  ознакомить студентов с основными теоретическими подходами к изучению профессиональной и корпоративной культуры в отечественной и зарубежной социологии;

-  дать представление о социальных механизмах формирования профессиональной и корпоративной культуры в условиях учебного заведения и производственного коллектива.

После успешного прохождения дисциплины студент должен знать:

-  типы и функции профессиональной культуры;

-  элементы системной модели корпоративной культуры;

-  особенности профессиональной социализации и факторы формирования корпоративной культуры.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

-  использовать категориальный аппарат социологии для описания и анализа различных типов профессиональной и корпоративной культуры и процессов, происходящих в них;

-  владеть методами конкретно-социологического исследования для диагностики состояния развития и функционирования профессиональной и корпоративной культуры в реальной производственной среде;

-  владеть навыками управленческого консультирования и разработки этических кодексов организаций.

Связь с другими дисциплинами. Данная базовая учебная программа связана с блоками знаний, которые приобретает студент, изучая следующие дисциплины: «Теоретическая социология», «Методология и методы социологических исследований», «Социология культуры», «Социология личности», «Экономическая социология», «Социология организаций», «Социология управления», «Социальное проектирование бизнес-структур».

Характеристика рекомендуемых методов и (или) технологий обучения. Предлагается использовать лекционные, семинарские занятия; программирование, проведение и анализ данных социологических исследований в индивидуальном и командном вариантах с представлением текстов аналитических записок.

Структура курса.  Курс состоит из 13 тем. Типовым учебным планом специальности на изучение дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура» отводится 226 часов, в том числе 102 часа аудиторных занятий (50 часов – лекции и 52 часа – семинарские занятия).

Форма контроля знаний.  Рекомендуемые формы контроля – зачет (в 8 семестре) и экзамен (в 9 семестре).

Тематический план учебной дисциплины

 «Профессиональная и корпоративная культура»

Тема

Всего часов

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

1

Место и роль профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре

6

2

4

2

Классическая социология о развитии профессиональной структуры и профессионализма

8

4

4

3

Основные подходы к изучению профессиональной культуры в советской и отечественной социологии

8

4

4

4

Различные направления исследования профессиональной культуры в современной западной социологии

8

4

4

5

Типы и функции профессиональной культуры

8

4

4

6

Структурно-ролевые характеристики профессиональной культуры

8

4

4

7

Социодинамика профессиональной культуры.

8

4

4

8

Профессиональная социализация

8

4

4

9

Неокорпоративизм и социальное партнерство

8

4

4

10

Организационная культура как база корпоративной культуры

8

4

4

11

Основные подходы к изучению корпоративной культуры

8

4

4

12

Системная модель корпоративной культуры

8

4

4

13

Формирование профессиональной и корпоративной культуры

8

4

4

Всего

102

50

52


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОго материала

ТЕМА 1.

Место и роль профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре

Культурные социокоды и разделение труда как критерии выделения границ профессиональных и корпоративных культур.

Понятия «профессия», «профессионал», «корпорация» как форма

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
105 Kb
Скачали:
0