Риторическое учение Древней Греции. Приемы политического и художественного красноречия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

Риторическое учение Древней Греции

  • Дошло в двух вариантах:
  • в виде высоких образцов речей прославленных ораторов – Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла (все – общественные деятели, люди высокой образованности).
  • в виде теоретических трудов – книг для обучения риторическому мастерству Горгия, Аристотеля, Платона.

  • Ораторское мастерство развивалось в благоприятном окружении:
  • древнегреческая литература VI-III вв. до н.э. – «Труды и дни» Гесиода, басни Эзопа, лирическая поэзия, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историография Геродота, Фукидида, Ксенофонта

  • расцвет театра, несравненных шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон)
  • расцвет философии (Сократ, Платон, Аристотель)

Ораторское искусство возникло на базе судебных выступлений. Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл.

Приемы политического и художественного красноречия

  • умение убедительно излагать свою речь;
  • остроумно отвечать на вопросы;
  • говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента);
  • спорить против очевидности;
  • сбивать и путать противника в споре и т.п.

Горгий – наиболее известный представитель софистической школы риторики Известен по диалогу Платона «Горгий», где изложены его основные научные позиции Много странствовал, преподавая риторику и сочиняя речи для олимпийских и дельфийских празднеств

Горгий:

«Слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет»

Протагор выдвинул философскую концепцию «Человек – мера всех вещей» Считал, что в споре необходимо ставить перед собой только одну единственную цель – убеждение аудитории в правоте оратора, и для воплощения этой цели следует использовать любые средства.

Протагор ссылался:

  • на относительность и временность любого знания;
  • зависимость человеческих убеждений от конкретной ситуации;
  • зависимость от эмоционального и физиологического состояния людей, «в разное время воспринимающих разное»

Эллинская традиция

  • риторика - наука убеждать словом, мастерство речи
  • у риторики триединая основа: нравственность, мудрость (истина) и артистизм
  • Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами становятся»

Каноническая риторика

  • инвенция — в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовка содержания речи;
  • диспозиция, или композиция, в русских риториках — расположение (обычно связывалось с речевым жанром);

  • элокуция и орнамента — выражение и украшение; последняя — самая объемная часть — впоследствии приобрела ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);
  • мемориа — запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, ее высокой готовности;
  • акция, или исполнение, — безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.

Сократ составил первую систему дискуссионной аргументации, назвав ее «диалектика» Изменил содержание дискуссии. В риторическом арсенале появились наводящие вопросы, сами по себе являющиеся и аргументами, и контраргументами. Соперники стали прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих перепалок в изящные и остроумные представления

Платон противопоставлял риторике этику, ставя ее на первое место. Риторика есть сноровка, т.е. умение, ловкость, которым можно научить, развить в себе, а прилагать

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
84 Kb
Скачали:
0