Ситуационные задачи на итоговый государственный экзамен по внутренним болезням, страница 11

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педиатрический факультет

Кафедра факультетской терапии

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №28

 Больной С. 68 лет, пенсионер. Госпитализирован в клинику с жалобами на боли за грудиной сжимающего характера при ходьбе на расстояние 100-50 м и подъеме на 1 этаж, головокружение, периодические приступы слабости с кратковременной потерей сознания, одышку при ходьбе. Болен в течение 4-х лет. Доставлен бригадой скорой помощи с улицы - был приступ потери сознания  “с судорогами” и непроизвольным мочеиспусканием.

          Объективно: Состояние тяжелое. Акроцианоз. Периферических отеков нет. На фоне везикулярного дыхания небольшое количество влажных хрипов в задне-боковых отделах легких. Перкуторно - расширение границ сердца влево и вправо. Тоны сердца глухие, периодически звучность I тона усиливается (“пушечный тон” Стражеско). Акцент и металлический оттенок II тона на аорте. Пульс ритмичен, напряжен, 42 удара в минуту. А/Д - 160/80 мм рт. ст.

Данные лабораторно-инструментальных исследований:

          Общий анализ крови: Эр. - 4,2 ·1012 /л, Нв. - 145 г/л, Л. - 6,3 ·109 /л, СОЭ - 4 мм/час. Лейкоцитарная формула не изменена.

          Общий анализ мочи:  уд. вес- 1014, белок - 0,033 ‰, л. ед. в поле зрения.

          ЭКГ: Зубцы Р и комплексы QRST регистрируются каждый в своем ритме, соответственно 88 и 42 в минуту, часть зубцов Р накладывается на QRSТ.

Вопросы к задаче:

1.  Сформулируйте диагноз.

2.  Какой вид аритмии имеется у больного?

3.  Что такое “пушечный тон” Стражеско?

4.  Объясните причину приступов потери сознания у больного. Как называются эти приступы?

5.  Ваша тактика во время приступа потери сознания.

6.  Назначьте лечение больному в межприступный период (выпишите рецепты).

7.  С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?

8. Какое лечение показано больному при неэффективности консервативной

    терапии?

Зав. кафедрой

факультетской терапии,

профессор Фазлыева Р.М.

Итоговый государственный экзамен по внутренним болезням по специальности “Педиатрия”


БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педиатрический факультет

Кафедра факультетской терапии

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №29

 Больной С. 68 лет, пенсионер. Госпитализирован в клинику с жалобами на боли за грудиной сжимающего характера при ходьбе на расстояние более 100 м и подъёме на 1 этаж, головокружение, периодические приступы слабости с кратковременной потерей сознания, одышку при ходьбе. Болен в течение 4-х лет. Доставлен бригадой скорой помощи с улицы - был приступ потери сознания  “с судорогами” и непроизвольным мочеиспусканием.

          Объективно: Состояние тяжелое. Акроцианоз. Периферических отеков нет. На фоне везикулярного дыхания небольшое количество влажных хрипов в задне-боковых отделах легких. Перкуторно - расширение границ сердца влево и вправо. Тоны сердца глухие, периодически звучность I тона усиливается (“пушечный тон” Стражеско). Акцент и металлический оттенок II тона на аорте. Пульс ритмичен, напряжен, 42 удара в минуту. А/Д 160/80 мм рт. ст.

          Данные лабораторно-инструментальных исследований:

          Общий анализ крови: Эр. - 4,2 ·1012 /л, Л. - 6,3 ·109 /л, Нв. - 145 г/л, СОЭ-  4 мм/час. Лейкоцитарная формула не изменена.

          Общий анализ мочи:  уд. вес- 1014, белок - 0,033 ‰, Л. ед. в п. зр.

          ЭКГ: Зубцы Р и комплексы QRST регистрируются каждый в своем ритме, соответственно 88 и 42 в минуту, часть зубцов Р накладывается на QRSТ.

Вопросы к задаче:

1.  Сформулируйте диагноз.

2.  Какой вид аритмии имеется у больного? Нарисуйте ЭКГ.

3.  Назовите 7 диагностических критериев стенокардии и характеристику её функциональных классов.

4.  Какой вид стенокардии имеется у больного.

5.  Назначьте лечение с учетом выявленного у больного нарушения сердечного ритма (выпишите рецепты).

6.  Какие препараты нельзя назначать данному больному?

7.  Что такое синдром Фредерика? Нарисуйте ЭКГ.

8.  Объясните причину артериальной гипертензии у больного.

Зав. кафедрой

факультетской терапии,

профессор Фазлыева Р.М.

Итоговый государственный экзамен по внутренним болезням по специальности “Педиатрия”


БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педиатрический факультет

Кафедра факультетской терапии

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №30

          Больной К. 38 лет, инвалид II группы, поступил на стационарное лечение по направлению участкового терапевта с жалобами на повышение температуры тела до 38-390, сопровождающееся ознобами, профузным потом, одышку и сердцебиение при ходьбе, приступы удушья по ночам.

          В анамнезе - ревматизм с 12-летнего возраста, в 18 лет  установлен диагноз  митрального порока сердца. Ежегодно лечился стационарно. Последние 4 года  усилилась одышка, появились отеки на ногах. Постоянно принимает мочегонные и сердечные гликозиды. Состояние резко ухудшилось месяц назад после удаления зуба: появились ознобы, фебрильная температура. Лечился в поликлинике с диагнозом ОРВИ. Прием аспирина, бисептола, зинацефа был неэффективным.

          Объективно:  Состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, на коже предплечий, плеч петехиальные кровоизлияния, акроцианоз, отеки голеней. Симптом Мюссе. В легких везикулярное дыхание, незвучные мелкопузырчатые хрипы в нижнебоковых отделах. Верхушечный толчок усилен, пальпируется в VII межреберье. На верхушке сердца определяется диастолическое дрожание. Границы сердца расширены влево, вниз, вверх и вправо. Аускультативно: ослабление I тона, систолический и диастолический шумы на верхушке. Над аортой II тон резко ослаблен, выслушивается мягкий, дующий  диастолический шум, который проводится в точку Боткина-Эрба. ЧСС - 95 в мин. АД 160/40 мм рт. ст. Пульс скорый, высокий, аритмичный, 80 в 1 мин. Печень выступает на 5 см из-под края реберной дуги. Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон.