Обучение лексической стороне устной речи и чтения на уроке иностранного языка

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

 З. Обучемне лексической стороне устной речи н чтения

В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единищ смысла — основа всякой речевой деятельности. И при обучении языку эти аспекты органично связаны. Важно отдать должное СпеЦИфике каждого аспекта, выявить и использовать его особый вклад в целостную коммуникативно ориентированную систему обучения. Роль лексики для овладения иностранным языком никак не менее значительна, чем грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в сиу своей номинативной функции, она поэтому проникаег во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Эта идея точно выражена Н. И. Жинкиным: «Иова — это имена вещей, явлекий, событий, имена всего того, что есть и может быть в действительности... Если имя непонятно для слушающего, оно пусто — такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не огносилась, может стать заметной, если имеет имя» .

Итак, если не знаешь имени вещи, то не можешь ничего сказать о ней. Особенно наглядно эта зависимость проявляется при овладении иностранным языком. Существует высокая степень корреляции между владением словом и возможностью понять его при чтении и аудировании и выразить мысль при говорении.

Любой связный текст несет в себе тематическую лексику, знание значения которой является ключом к пониманию смысла.

Приведем пример на основе статьи «Мужество сержанта» из газеты «Известия» (от I октября 1987 г.). Так, слова н словосочетания: постовой милиционер, опасный преступник, встреча, после дежурства, удар ножом, отнять оружие, тащить, передать приметы, коллеги — как пунктир передат общий смысл статьи: постовой МИЛИцИОнер после дежурства обезопасњл опасного преступника.

 Жинкин Н. И. Речь как проводник информацни.— М., 1982.— С. 95.

ладение словом является важнейшей предпосылкой говорения,  в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняет владение связями слова и образование на их основе словосочетания.

Выясним более обстоятельно, какие задача ставятся перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности. Так, для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо:

— найти слово в памяти, а следовательно, оно должно быть сначала заложено в память;

— произнести его, что предполагает владение его фонетической формой;  включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой;  вклюЧИтЬ сочетание в предложение, текст.

Для рецептивных видов речевой деятельности нужно:

— ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением; при этом может помочь анализ слова по составу ,

— определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

Во всех случаях. однако, необходимо обучать словарной стороне речевых видов деятельности таким образом, чтобы учащиеся посто


янно ощущали напряженность коммуникативной задачи, т. е. то, что слова нм нужны для выражения мыслей и их распознания. Только ясная речевая перспектива обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем. В этом случае возможно возникновеНИе импринтинга (imprinting), психапогического явления, описанного А. Н. Леонтьевым: «По счастью, наша память работает не только и не столько по типу заучивания. Она работает и по другому механизму, который в последнее время стали называть механизмом imprinting'a, т. е. запечатления по типу «раз и навсегда». О механизме этого процесса мы знаем не очень много, но главное мы знаем. Для того чтобы произошел imprinting, нужно, чтобы то, что запоминается, отвечало бы потребности и немедленно подкреалялось ее удовлетворением. Применительно к словам иностранного языка это значит, что должно существовать известное напряжение речевой потребности. Тогда в памяти образуется как бы ловушка мя слова, благодаря чему

Похожие материалы

Информация о работе