Система проблемных заданий в обучении чтению на уроках иностранного языка

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Система проблемных заданий в обучении чтению

Обучение иностранному языку рассматривается на современном этапе развития методики и психологии как обучение деятельности. В зависимости от новизны мыслительных действий, составляющих ту или иную деятельность, она может иметь различный характер — быть репродуктивной, т. е. повторением выполненных кем-то действий, реконструктивной, когда делаются преобразования по образцу, творческой — когда действия выполняются самостоятельно1. Творческая деятельность подразумевает создание нового знания, способа действия и т. д.

Одним из возможных путей обучения творческой деятельности является проблемное обучение: использование специальных проблемных заданий, под которыми мы будем понимать «особый вид интеллектуальной задачи, действия по решению которой не детерминируются или неполностью, неоднозначно детерминируются какими-либо предписаниями»2. Иными словами, какие-то элементы, необходимые для решения такой задачи, неизвестны учащемуся, и он должен найти их сам. В этом и будет состоять опыт творческой деятельности.

Помимо термина «проблемная задача/задание» понятийный аппарат проблемного обучения включает такие понятия, как проблема и проблемная ситуация. Под пробл е м н о й с и т у а ц и е й мы будем понимать весь комплекс условий, необходимых для возникновения проблемы и решения проблемной задачи, а под п р о б л е м о й — противоречие, требующее разрешения или исследования.

Основное отличие проблемной задачи от обычной заключается в наличии противоречия между имеющимися у учащихся знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Их может быть либо недостаточно для решения, либо имеющиеся знания вступают в противоречие с требованиями задачи.

Теоретические вопросы проблемного обучения являются достаточно разработанными3. Что касается практики составления и использования проблемных задач на уроках иностранного языка, то эти вопросы только начинают разрабатываться4. Если же говорить о видах речевой деятельности, то наименее исследованной областью является использование проблемных задач при обучении чтению. Но очевидно, что они должны занять подобающее место в ряду творческих приемов работы с текстом.

В данной статье мы хотим рассмотреть текстовые проблемные задания, т. е. такие, обязательным компонентом которых является текст или тексты. Противоречие, характерное для текстовой проблемной задачи, может быть объективно заложено в самом тексте: постановка проблемы без ее решения или с частичным решением, наличие смысловых «скважин», имплицитной информации и т. д. Такие тексты называют текс т а м и с м ы с л и т е л ь н о й з а д а ч е й .

Противоречие также может быть создано учителем с помощью специальной обработки или презентации текстового материала: удаление некоторых кусков текста, привлечение наглядности, не полностью совпадающей с содержанием текста, столкновение нескольких текстов, представляющих различные точки зрения на проблему, и т. д.

Представляется целесообразным создать систему проблемных задач, ориентируясь, на которую учителя могли бы сами составлять конкретные проблемные задачи. За основу, с нашей точки зрения, следует взять проблемную ситуацию. Это многомерный объект, включающий следующие компоненты: проб л е м н у ю з а д а ч у ; н е и з в е с т н о е , в нахождении которого состоит ее решение; сам п р о ц е с с р е ш е н и я и субъект, осуществляющий этот процесс. Каждый компонент является основанием для выделения уровней в системе проблемных задач, а его особенности — конкретных типов задач.


Рассмотрим каждый компонент подробнее. Проблемная задача состоит из условия (в нашем случае это текст или тексты) и з а д а н и я . Условие имеет количественные — число текстов — и качественные характеристики — характер представленной в нем информации. В зависимости от числа входящих в задачу текстов различают

Похожие материалы

Информация о работе