Образование гласных и согласных звуков в немецком языке. Гласные заднего и переднего ряда

Страницы работы

Содержание работы

Eumi 002310/08.11.2010

Белорусский государственный экономический университет

Л. М.

Вводно-фонетический курс немецкого языка

Минск 2010


Рекомендовано к изданию заседанием кафедры немецкого языка  БГЭУ

(Протокол № 2 от  9 сентября 2010 г.)

                        Л. М.

Вводно-фонетический курс немецкого языка/ , 2010 г., 48 с.


Предисловие

            Пособие имеет целью ознакомление студентов с некоторыми аспектами звуковой системы немецкого языка, а  также формирование первичных навыков чтения, говорения, аудирования и письма.

            В первом разделе пособия представлены общие сведения о звуковой системе немецкого языка.

            Второй раздел содержит 15 уроков, состоящих из практических упражнений для тренировки отдельных групп звуков.

            В каждом уроке имеются упражнения, предназначенные для письменного выполнения.

            Тренировка некоторых звуков ведется с использованием отдельных элементов немецкой грамматики.

            Для облегчения навыка чтения фразы снабжены значками интонации и ударения.

            К пособию прилагается аудиокассета, упражнения начитаны носителями языка.

Пособие предназначено для работы на занятиях под руководством преподавателя, а также для самостоятельной выработки правильного произношения.


I. Общие сведения о звуковой системе немецкого языка

1. Образование гласных и согласных звуков

Алфавит немецкого языка содержит 30 букв (27 основные буквы + 3 буквы с умляутом).

Звучащая речь представлена 44 звуками: 25 согласными и 19 гласными (16 монофтонгов и 3 дифтонга).

Способ образования звуков един для всех языков. Это физиологический процесс. Импульсом  для звукопроизводства является струя выдыхаемого воздуха. Звук возникает в результате взаимодействия струи выдыхаемого воздуха с речевыми органами человека, к которым относятся: гортань, голосовые связки, рот (маленький язычок, мягкое нёбо, твердое нёбо, альвеолы, зубы, язык), губы, нижняя челюсть, нос.

При образовании гласных струя выдыхаемого воздуха приводит в колебательные движения голосовые связки, которые производят основной тон голоса. Окончательную окраску гласного, отличающего его от других гласных, производят подвижные речевые органы, которые, располагаясь определенным образом, меняют объём и форму "резонатора". В данном случае роль резонатора играют ротовая и носовая полость. Фактически, при образовании гласных имеет место явление резонанса, который меняет своё звучание в зависимости от объема и формы резонатора. Так, при звуке  [a:]  рот широко открыт, нижняя челюсть опущена, весь язык прилегает к нижней челюсти, поднята только немножко его задняя часть, мягкое нёбо опущено, закрывает проход воздуха через нос. Вся струя выдыхаемого воздуха имеет широкий выход через рот. Тон голоса, производимый голосовыми связками, имеет характерное звучание для звука [a:] .

При звуке [i:] раствор рта минимальный, кончик языка расположен на нижних передних зубах, весь язык несколько продвинут вперёд, передняя его часть высоко поднята к твердому нёбу, губы несколько отстают от зубов. При тех же колебаниях голосовых связок звук [i:] имеет свою, характерную ему, окраску.

Все немецкие гласные образуются в результате подъема в разной степени передней или задней спинки языка к твердому (мягкому) нёбу. Эти два признака легли в основу разделения немецких гласных на гласные переднего и заднего ряда с высокой, среднейи низкой степенью подъема языка.

Схематически это выглядит следующим образом:

                                                                                                              

Гласные переднего ряда:                                                                Гласные заднего ряда:

гласные высокой      i:     y:                                                           u

степени подъема       iyυ

языка:__________________________________________________________________________

средняя степень        e:         ø                                                          o

подъема  языка         εε:     œ

             ________________________________________________________

низкая степень                   а                                                   α:

подъема языка:      

В образовании согласных звуков основу составляет шум, производимый струей выдыхаемого воздуха во время преодоления ею препятствий, образуемых речевыми органами. Видов препятствий в звукообразовании немного. Это – смычка, щель, смычка-щель, вибрация. В зависимости от того, какие органы речи, в каком месте и каким образом образуют препятствия и как они преодолеваются, все немецкие согласные разделяются на пять групп:

1.  смычно-взрывные: [p], [t], [k], [b], [d], [g];

2.  щелевые :  [f], [v], [s], [z], [S], [Z], [ç], [j], [h], [x], [r] →  (щелевой вариант);

3.  смычно-щелевые:  [pf], [ts], [tS];   

4.  смычно-проходные: [m], [n], [l], [  ] ;

5.  вибранты:   [ r ]

Похожие материалы

Информация о работе