Определение биосферы. Структура биосферы и ее границы. Классификация веществ биосферы, страница 15

В г. Минске суммарный выброс от стационарных и передвижных источников в 2005 г. составил 218,1 тыс. т, при чем 179,3 тыс. т (82,2%) обусловлены работой автотранспорта, а 38,8 тыс. т (17,8%) – стационарных источников.

В составе атмосферных выбросов преобладают оксид углерода (56,7%), углеводороды и НМЛОС (20,8%), оксиды азота (11,2%), диоксид серы (5,3%). Следует отметить, что большая часть поступивших в атмосферу оксида углерода – 87,1%, углеводородов и НМЛДОС – 64,4%, оксидов азота – 59,4% обусловлена выбросами передвижных источников. В то же время 98,3% диоксида серы и 59,9% твердых частиц поступают в атмосферу от стационарных источников – промышленных предприятий и ТЭЦ.

В настоящее время к числу наиболее  распространенных и опасных загрязнителей воздуха в городах Беларуси относится формальдегид, среднегодовая концентрация которого превышает предельно допустимую концентрацию в несколько раз. Источником  выброса формальдегида является преимущественно автотранспорт.

По данным Минского НИИ социально-экономических проблем и Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, общий объем выбросов загрязняющих веществ в г. Минске в 2007 г. составил 228 тыс. т, из которых 193,4 тыс. т (85%) приходится на долю передвижных источников и 34,6 тыс. т (15%) – на долю стационарных источников.

В настоящее время на территории столицы Беларуси функционируют более 330 промышленных предприятий, выбросы которых поступают в воздушный бассейн города. Основная доля выбросов в атмосферу приходится на крупные промышленные предприятия и предприятия теплоэнергетики. Это ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, РУП «Минский тракторный завод», РУП «Минский автомобильный завод», ОАО «Минский завод отопительного оборудования», ОАО «Минский завод строительных материалов», ОАО «Керамин», Минские тепловые сети.

Ключевыми направлениями решения проблемы  снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха передвижными источниками являются следующие:

- повышение технического уровня производимой автотранспортной техники;

- ускорение выведения из эксплуатации старых автомобилей;

- улучшение качества традиционных видов топлива;

- совершенствование организации дорожного движения.

В г. Минске разработана программа стимулирования обновления состава транспортных средств и использования экологических видов транспорта. Развивается система экологического автомобильного обслуживания (мойки, АЭС, стоянки). Продолжается строительство новых  станций метрополитена, обновляется автобусный парк. Так, за последние 2 года приобретено более 700 новых автобусов. 29% от общего количества дизельных автобусов оснащены двигателями стандарта «Евро-3».

РУП «Минский автомобильный завод»  полностью перешел на производство автомобилей, отвечающим требованиям «Евро-2» и «Евро-3» по выбросам отработавших газов автомобилей. УП «Минский моторный завод» в 2008 г. осваивает производство двигателей, соответствующих нормам экологической безопасности «Евро-3». До 2010 г. намечено освоение производства двигателей, удовлетворяющих нормам «Евро-4» для автомобилей и автобусов. Производится работа по ограничению движения автомобильного транспорта в г. Минске, ограничению движения транзитного и грузового транспорта в черте города. Грузовые терминалы расположены на окраинах города (п/у Колядичи, п/у Шабаны, п/з ТЭЦ-4). Вопросы развития транспортной сети столицы учтены в генеральном плане  развития г. Минска.

В столице Беларуси регулярно проводится мониторинг атмосферного воздуха. В 2006-2007 гг. установлены 2 автоматизированные станции мониторинга (АСМ) атмосферного воздуха (в жилом массиве пр. Независимости, 110 и по ул. Радиальной, 50), на которых проводятся круглосуточные наблюдения за состоянием воздушной среды. В ближайшее время планируется введение еще одной АСМ в районе Минского завода отопительного оборудования, который в настоящее время является «горячей точкой» загрязнения атмосферы. С введением станций мониторинга воздуха, благодаря оперативному экологическому прогнозированию опасных уровней загрязнения атмосферы, обеспечена возможность своевременного принятия решений по регулированию выбросов в неблагоприятных метеоусловиях.