Строение и механизмы развития неживой и живой природы. Возникновение жизни и уровни организации живых систем

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Цель преподавания дисциплины: сформировать у будущего специалиста целостное научное представление об окружающем мире и показать место в нем человека.

Задачи изучения дисциплины:

- дать знания о фундаментальных взаимодействиях в природе и раскрыть основные проблемы современного естествознания;

- научить приемам адекватного естественнонаучного отражения реального мира в его единстве, сложности и гармонии;

- дать описание основных научных открытий, положивших начало революционных изменений в технологиях, определяющих общественное бытие и сознание;

- заложить понимание необходимости устойчивого развития общества в систему духовных и профессиональных установок человека.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

n  ЗНАТЬ

строение и механизмы развития неживой и живой природы;

n  УМЕТЬ

применять полученные знания на практике для научного отражения реальной действительности;

n  ИМЕТЬ НАВЫКИ

использования полученных знаний в работе в профессиональной деятельности.

Дидактически дисциплина построена таким образом, что в результате ее изучения специалисты получают знания о естественнонаучных основах социально-экономических процессов, базирующихся на знаниях об общих подходах к процессу познания, об объектах, их типологии и структуре, о характере взаимодействий и связей, о пространственно-временных представлениях окружающего мира.

Структурно дисциплина представляет собой следующую последовательность разделов:

1) Естествознание – вершина учений о природе;

2) Естественнонаучная картина мира;

3) Структурные уровни организации материи;

4) Возникновение жизни и уровни организации живых систем;

5) Естественнонаучные основы социально-экономических процессов.

Детально основы современного естествознания изложены в учебном пособии «Концепции современного естествознания» издательства Белорусского государственного экономического университета (см. пункт 1 списка учебно-методической литературы по дисциплине).

Методология курса построена с учетом закономерностей и связей категорий данной дисциплины с категориями философии, социологии, политологии, права, экономической теории, других дисциплин экономического цикла. В тесной связи с дисциплинами естественнонаучного цикла в курсе «Основы современного естествознания»  подчеркивается важность изучения роли фундаментальных законов природы (сохранение энергии, массы и др.), принципов организации материи в механизмах развития и совершенствования общественного производства.

Перечень тестовых заданий охватывает все разделы учебной дисциплины и соответствует учебной программе.

Успешное выполнение тестового задания является необходимым условием для допуска к зачёту или экзамену по дисциплине «Основы современного естествознания» (в зависимости от специальности),  а также хорошим вкладом в процесс подготовки к зачёту или экзамену.


1.  Организационные вопросы

Тестовые задания для студентов заочной формы обучения, которые изучают дисциплину «Основы современного естествознания», находятся в университетской базе данных под именем:

Тест: Основы совр. естествознания/ВШУБ, ФП, ФМ

(автор – Самойлов М.В.)

Тестирование осуществляется в лабораториях университета по графику работу данных лабораторий:

1 корп., аудитории 509, 906

2 корп. аудитории 300, 302, 304, 306, 308, 200, 2018, 401, 402, 403, 405

3 корп. аудитории 138, 335

4 корп. аудитории 601, 602, 801, 806

5 корп. (ул. Свердлова), аудитории 206, 217, 218, 219

7 корп. аудитория 8

8 корп. (пр-кт Рокоссовского), аудитории 37, 38

Тестовое задание содержит 20 вопросов с несколькими вариантами возможных ответов.

Время тестирования – 20 минут

Тестовое задание считается сданным, если студент правильно ответил на 70 и более процентов вопросов.

Внимание: Прежде чем приступать к выполнению тестового задания в лабораториях университета внимательно ознакомьтесь с порядком работы  тестирующей программы.

2. Содержание тестовых заданий

Тестовое задание  включает следующие основные разделы дисциплтны «Основы современного естествознания»:

1.  Естествознание – вершина учений о природе;

2.  Естественнонаучная картина мира;

3.  Структурные уровни организации материи;

4.  Возникновение жизни и уровни организации живых систем;

5.  Естественнонаучные основы социально-экономических процессов.

При работе с тестом необходимо ответить на 20 вопросов, которые сформированы следующим образом:

- 3 вопроса из раздела № 1;

- 3 вопроса из раздела №2;

- 6 вопросов из раздела №3;

- 4 вопроса из раздела №4;

- 4 вопроса из раздела № 5.

3. Рекомендуемая литература для подготовки к тесту:

1.  И.С. Михаловский, Н.П. Кохно, М.В. Самойлов. Концепции современного естествознания. Учебное пособие.- Мн: БГЭУ.- 2006.

2.  Михаловский И.С. Концепции современного естествознания: учеб.- метод. пособие / И.С. Михаловский. – Минск: БГЭУ, 2008.

3.  Концепции современного естествознания. Хрестоматия для вузов/Сост. А.А. Горелов.- М.: АСТ.- 2004.

4.  С.Х. Карпенков. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов.-  М.: Высшая школа.- 2003.

4. Примеры вопросов для тестового задания

Раздел № 1. Естествознание – вершина учений о природе

Восхождение мысли от общего к частному, это метод:

1. дифференцирование

2. интегрирование

3. индукция

4. дедукция

5. комплексный анализ

Вид эксперимента, результаты которого наиболее сильно зависят от индивидуальных особенностей исследователя:

1. измерительный (количественный)

2. качественный

3. мысленный

4. социальный

Раздел №2  Естественнонаучная картина мира

Выберите вариант, в котором правильно приведены названия всех фундаментальных взаимодействий в Природе:

1. ядерные, гравитационные, слабые,

2. ядерные, гравитационные, биологические, электромагнитные, слабые

3. ядерные, гравитационные, электромагнитные, слабые

4. ядерные, гравитационные, торсионные, электромагнитные

Согласно теории Николая Коперника …

1.  небесные тела движутся вокруг галактики

2.  небесные тела движутся вокруг Земли

3.  небесные тела движутся вокруг Солнца

4.  небесные тела движутся вокруг Луны

Раздел № 3  Структурные уровни организации материи

Планеты взаимодействуют между собой посредством …

1.  электромагнитных взаимодействий

2.  гравитационных взаимодействий

3.  слабых взаимодействий

4.  ядерных взаимодействий

Самый нижний воздушный слой на Земле называется …

1.  атмосфера

2.  термосфера

3.  тропосфера

4.  стратосфера

Раздел № 4 Возникновение жизни и уровни организации живых систем

Существование особой жизненной силы является основой теории происхождения жизни под общим названием …

1.  Анимизм

2.  Панспермия

3.  Витализм

4.  Креационизм

Нарушение однозначного хода эволюции -

1.  бифуркации

2.  стационарные состояния

3.  автоколебания

4.  равновесное распределение

Раздел № 5 Естественнонаучные основы социально-экономических процессов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
69 Kb
Скачали:
0