Памяти И.М.Сеченова (к 50-летию со дня смерти), страница 2

Мировоззрение И. М. Сеченова как философа-материалиста и естествоиспытателя сложилось под влиянием идей русских революционных демократов — Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского.

Он вплотную приблизился к философии диалектического материализма и совершенно четко определял свою позицию по основному вопросу философии об отношении бытия к сознанию. В статье «Предметная мысль и действительность» (1892) он писал: «Предметный мир существовал и будет существовать по отношению к каждому человеку, раньше его мысли; следовательно, первичным фактором в развитии последней всегда был и будет внешний мир с его предметными связями и отношениями».

В многочисленных лекциях и научных статьях И. М. Сеченов пропагандировал передовые стихийно-диалектические взгляды на все основные вопросы биологии и медицины. Он был горячим защитником дарвинизма; Под его редакцией была издана книга «Происхождение видов» Дарвина, переведенная женой И. М. Сеченова — М. А. Боковой на русский язык. Весьма поучительны его высказывания о единстве организма и среды: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее — среда ли, или самое тело, не имеют ни малейшего смысла».

Но самым замечательным творением И. М. Сеченова бесспорно является его рефлекторная теория работы головного мозга, надолго вперед осветившая путь исследования самой сложной области человеческого знания — вопроса о механизме высшей нервной или психической деятельности. «Какая сила творческой мысли,— писал И. П. Павлов,— требовалась тогда, при тогдашнем запасе физиологических данных о нервной деятельности, чтобы родить эту идею».

Деятельность головного мозга, психическую деятельность И. М. Сеченов понимал как ряд «касающихся», следующих друг за другом рефлексов. Вся психическая деятельность обусловливается, по И. М. Сеченову, в конечном счете «толчками извне», воздействиями внешней и внутренней среды на «чувствующие снаряды» (анализаторы) и через них отражает окружающую нас действительность. Рефлексы головного мозга могут возникать и исчезать в течение индивидуальной жизни человека или животного. Любое произвольное движение, по И. М. Сеченову, в конечном счете, является рефлекторным.

Понимание И. М. Сеченовым ощущений как субъективного образа объективного мира, как отражения, копии с действительности, было прямо противоположным идеалистическому учению о «специфической энергии» органов чувств, развивавшемуся в то время И. Мюллером, Гельмгольцем и др.

Каждый предмет, по И. М. Сеченову, вызывает в нашем сознании через посредство анализаторов чувственный субъективный образ, отражающий объективно существующие свойства данного предмета.

Большое значение придавал И. М. Сеченов «самочувствию» человека, вызываемому сигналами, поступающими в мозг с мышц и внутренних органов. Эти «темные чувства»; по определению И. М. Сеченова, как известно, сделались в настоящее время предметом подробного рассмотрения в виде учения о внутренних рецепторах (интерорецепторах).

В противоположность Гельмгольцу и другим зарубежным физиологам И. М. Сеченов не отделял деятельности периферической части анализатора (рецептора, чувствующего снаряда) от его центрального мозгового конца. Он подчеркивал, что чувствование — это сложная работа периферического чувствующего снаряда, нервного проводника и коры головного мозга.

Важнейшей формой работы мозга И. М. Сеченов считал центральное звено в рефлекторном процессе мышления — синтетическую деятельность, вызываемую многочисленными раздражениями из внешней и внутренней среды. Анализу и синтезу подвергаются, по его мнению, и конечные звенья многочисленных рефлексов — различные мышечные движения.

Рассматривая совершенствование органов чувств у ребенка в связи с его ростом и развитием, И. М. Сеченов подчеркивал значение совершенствования аналитико-синтетической работы мозга ребенка в механизме этого процесса. Мысль представлялась И. М. Сеченову как рефлекс или цепь рефлексов без конца, без конечного звена, мышечного движения, завершающего каждый рефлекторный акт.

Мышление он представлял себе как речевой рефлекторный процесс. Элементарным мышлением он называл предметное мышление чувственными образами, возникающими в результате анализа и синтеза многочисленных ощущений из внешней и внутренней среды. Отвлеченное мышление он представлял как мышление словами. Возникновение речи он считал рефлексом между зрительным и слуховым органами и комплексом мышц голосового аппарата.

Рефлекторная теория мышления И. М. Сеченова была величайшим завоеванием философии материализма. Его взгляды получили блестящее развитие и обоснование в учении И. П. Павлова об условных рефлексах как основе высшей нервной деятельности, о первой и второй сигнальных системах, их связи и взаимодействии друг с другом в жизни человека.

Понимая рефлекс как основную форму и способ происхождения всех актов сознательной и бессознательной жизни здорового нормального организма, И. М. Сеченов вместе с тем специально подчеркивал положение о том, что основное назначение всех рефлексов в целесообразном для организма приспособлении к существованию в окружающей его среде и в противодействии различным вредоносным влияниям ее. Он писал, что «Все отраженные движения целесообразны с точки зрения сохранения целости существования» и что «...нервная система не может работать иначе, как на счет внешних сил и деятельности ее в свою очередь должны быть направлены к тому, чтобы поддерживать индивидуальную жизнь, т. е. сохранять, наперекор разрушающим влияниям, анатомическую и физиологическую целость тела».

Эти высказывания И. M. Сеченова полезно напомнить сейчас, когда мы встречаемся с не в меру большим увлечением предположениями о рефлекторных механизмах патологических, разрушительных для организма процессов.

Научная деятельность И. М. Сеченова отличается исключительным разнообразием тематики. Достаточно напомнить, что им опубликованы работы по  физиологии крови, кровообращения, пищеварения, газообмена, по нервно-мышечной физиологии, физиологии органов чувств и, наконец, по физиологии высшей нервной деятельности. И. М. Сеченовым было составлено несколько руководств по общему курсу физиологии и по отдельным ее разделам. Наконец, им было переведено и отредактировано много иностранных руководств по различным вопросам физиологии смежных областей. Можно только удивляться и восхищаться работоспособностью этого человека и его умением никогда не терять времени зря.