Грановский Тимофей Николаевич-авторитет добра и истины. Западничество –течение русской политической мысли

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Российский интеллектуальный либерализм только начинал формироваться и Грановский, как историк и просветитель способствовал обоснованию некоторых положений либерального западничества

Целью данной работы является изучение политических идей и деятельности Тимофея Николаевича Грановского.                                                                                                                                    

В связи с выше обозначенной целью работа разбита на две главы: в первой рассматривается биография Грановского, во второй части первой главы приведены его основные политические идеи и взгляды.           Во второй главе рассматривается понятие "западничество", проводится обзор этого политического движения и вклад Грановского.              

Так как идея построения мира без насилия, общества равных прав и социальных гарантий жива и популярна в мире по-прежнему, актуальность выбора данной темы очевидна.

Глава I Биография Грановского Тимофея Николаевича

Грановский Тимофей Николаевич родился в городе Орёл 9 марта 1813 года. Его семья была небогатой (из-за чего в юношеские годы Грановский постоянно испытывал нужду в финансовых средствах) ,а отец уделял сыну очень мало времени . Образования Тимофея носили весьма беспорядочный характер : до 1826 года он воспитывался дома в постоянном чтении всяческих книг ,не сводившихся ни к одной единой тематике.  При чём все книги брались у зажиточных соседей.

Два года своей жизни Грановский провёл в приличном частном пансионе Кистера , где мог бы получить приличное образование, но обстоятельства сложились иначе . В результате после пансиона Грановский вернулся в Орёл и целых три года провёл в полном бездействии. Эти года он сам вспоминает как самый "отвратительный период" своей жизни.

В 1828 году дебютировал в «Дамском журнале» подражательной элегией «Страдалец». Во время учёбы в Санкт-Петербургском университете сблизился с П. А. Плетнёвым и О. И. Сенковским. Сенковский привлёк его в качестве рецензента журнала «Библиотека для чтения», в котором Грановский стал участвовать с 1835 года. Впоследствии Грановский был близок к кружку «Современника», поддерживал дружеские связи с Некрасовым и другими сотрудниками журнала, например, Боткиным.

Хотя Грановский как профессор, как человек общественный далеко оставлял за собой Грановского-писателя, но сочинения его представляют достоинства первоклассные. Одна уж их живая, художнический прекрасная форма при строго учёном содержании сообщает им весьма важное значение.

В 1831 году, после целого года активной самоподготовки Грановский поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Здесь он знакомится с множеством наук, выносит много нового и познавательного лично для себя, но ,к сожалению, "выходит оттуда не имеея никакого направления" (согласно словам Кудрявцева П.И.). Причиной тому было полное отсутствие влияния кого бы то ни было на молодого человека. По окончанию университета, Грановский, при поддержке В.К. Ржевского получает предложение отправиться на стажировку в Германию. Приняв то предложение , Грановский определил свою судьбу.

Стажировка в Берлинском университете (1836 – 1839), слывшем в то время царством европейской учености, имела важнейшее значение не только для формирования Грановского как историка, но и для определения его гражданских позиций, во многом базировавшихся на постулатах о важности разума и просвещения, свободы мысли и творчества, прав людей. В это же время, во многом под влиянием Станкевича, он увлекается Г. Гегелем, диалектика которого вела к утверждению идей развития, порождала веру в разумную целесообразность исторического процесса и давала возможность ретроспективно оценивать путь, пройденный цивилизацией, отдельными странами и народами. Находясь на чужбине, Грановский вместе с И.С. Тургеневым, Я.М. Неверовым, Станкевичем, географом и журналистом Н.Г. Фроловым и его супругой Е.П. Фроловой (сестра западника И.П. Галахова) участвует в дискуссиях о важности распространения просвещения, желательности и путях отмены крепостного права, возможностях участия разных сословий в государственной и общественной жизни России. Парадокс состоял в том, что серьезно и свободно обсуждать настоящее и будущее родной страны было легче и плодотворнее за ее пределами, применяя новые знания, взращенные на почве новых европейских идей. Вероятно, Грановский мог продлить пребывание за границей (в последний год стажировки он много болел), но молодой историк стремится на родину, чтобы работать, быть полезным другим своими знаниями. «Пока я вне России, этого нельзя сделать» – утверждает он.

По возвращении на родину Грановский начинает свою работу в Московском университете,. Деятели того века,работавшие здесь, представляли собой "образованное

Похожие материалы

Информация о работе