Организация санаторно-курортной помощи детям и подросткам, страница 3

Лечение в местных санаториях получило на сегодняшний день всеобщее признание. Оно наиболее эффективно и рационально и не требует длительных транспортировок, акклиматизации, денежных затрат на перевозку больных детей, а также уменьшает возможность инфицирования их.

Богатство разнообразных природных факторов Башкортостана открывает широкие возможности для этапного оздоровления детского населения. Клиническими наблюдениями убедительно показана эффективность санаторно-курортного лечения различных санаториев с применением минеральных вод, грязелечения, климатолечения.

Общий лечебно-оздоровительный режим в санаториях предусматривает определенный распорядок дня: прием лечебных процедур, пищи, отдых и сон, физическую подвижность, воспитательный и педагогический процесс. Широко используются закаливающие процедуры, свежий воздух, лечебная физкультура.

Рассмотренный выше комплекс санаторных реабилитационных мероприятий содействовал всестороннему физическому и психическому оздоровлению больных детей, улучшению состояния их реактивности и работоспособности, ускорению стихания активности ревматизма, значительному снижению частоты рецидивов и прогрессирования процесса.

Для реабилитации детей с ревматическими, сердечно-сосудистыми, гастроэнтерологическими, уронефрологическими, эндокринологическими заболеваниями необходимо шире использовать и расширять число детских коек в санаторно-курортных учреждениях республики. В летнее время во всех санаториях и профилакториях промышленных предприятий рекомендуется организовать звезды «Мать и дитя», это позволит оздоравливать как ребенка, так и мать. Считаем, что за этим важным звеном санаторно-курортного лечения – будущее.

Функциональная структура санаториев для детей с родителями стала складываться начиная с 70-х годов. Основная особенность учреждений данного типа заключается в том, что они рассчитаны на одновременное обслуживание и детей, и взрослых. Это условие в первую очередь определяет особенности перечня медицинского оборудования, комплектации аптеки, набора терапевтических и оздоровительных методик и прежде всего необходимых помещений, входящих в состав функциональных групп.

В качестве основы функциональной структуры специализированных санаториев для детей – инвалидов с родителями может быть принята функциональная модель обычного санатория для детей с родителями с внесением в нее комплекса изменений и дополнений, определяемых требованиями комплексной медицинской, социально – психологической и трудовой реабилитации.  

Для детей – инвалидов с ПОДА в приемно – вестибюльной группе помещений санаторно – курортных учреждений необходимо увеличение площади вестибюля с учетом доли детей, передвигающихся на креслах, а также помещение для хранения последних.

В группе помещений для проживания жилые ячейки должны быть рассчитаны на два места с возможностью размещения в части из них третьего места в случаях, когда мать приезжает с двумя детьми. При этом часть жилых ячеек следует приспособить для размещения детей, передвигающихся на колясках. Это предполагает увеличение площади прихожей и санитарного узла для свободного разворота кресла – коляски.

При каждой жилой секции должны предусматриваться помещения для лечебной физкультуры, массажа, обучения ходьбе, механотерапии. Размещение этих помещений в составе жилой секции объясняется тем, что название процедуры, как правило, проводятся ежедневно, поэтому необходимо максимально облегчить их доступность для детей – инвалидов. В составе жилых секции также должны быть игровые комнаты, что позволит значительно улучшить организацию повседневного досуга детей.

Состав основных лечебно-диагностических помещений санатория для детей – инвалидов с родителями ориентирован прежде всего на проведение контрольной диагностики и лечебных процедур, направленных на восстановление нарушенных функции, общее укрепление защитных сил организма.

При проектировании группы помещений для питания также должны быть учтены дополнительного требования. Так, в помещении обеденного зала необходимо выделить зону для размещения специальных столов для родителей с детьми на креслах-колясках. В зависимости от предполагаемого количества детей на креслах – колясках эта зона может быть выделена в отдельный обеденный зал. При этом при планировании площади специальной зоны в общем обеденном зале или площади отдельного зала следует исходить из расчета не менее 3 м2 на одного ребенка.

В блоке помещений для учебно-воспитательной работы, помимо универсальных помещений для консультативных учебных занятий и кружковой работы, следует дополнительно предусмотреть логопедический кабинет, зал для музыкальных занятий, зал для компьютерных игр, изостудию. Кабинет логопеда рассчитывается на проведение как индивидуальных, так и групповых занятий для корректировки речи у детей с последствиями ДЦП. Зал для музыкальных занятий и изостудия предназначены для проведения занятий, способствующих самовыражению детей и их эмоциональному расслаблению. Зал для компьютерных игр позволяет в игровой форме прививать детям – инвалидам навыки пользования компьютерами с целью включения этой техники в другие сферы реабилитации, такие как образование и тренировка речи, функциональные обследования, развитие профессиональных навыков.

Важное значение для успеха санаторного лечения детей – инвалидов имеют игры и спортивные занятия на открытом воздухе, что требует соответствующих сооружений на открытом воздухе. На территории санаториев должны предусматриваться детские игровые и спортивные площадки.

Из помещений культурно – массового назначения существенное изменение претерпевает зрительный зал. В нем должна быть выделена специальная зона для размещения детей на креслах – колясках. Для этой цели целесообразно выделять часть зала непосредственно перед эстрадой. Эта зона должна иметь плоский пол и удобные выходы.

Одной из особенностей санаториев для детей – инвалидов с родителями является организация консультативной службы для родителей, где последние могут получить информацию об особенностях инвалидности ребенка, обучиться приемам терапевтической помощи и ухода, получить консультации у специалистов различного профиля: медиков, педагогов, психологов, социальных работников, юристов. Для этого в составе санатория должна быть предусмотрена группа кабинетов для консультантов, а также небольшая аудитория для групповых занятий.