Проблемы организации дорожного движения. Состояние аварийности. Причины роста аварийности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Недостаточная сеть автомобильных дорог и жизненные темпы ее развития по сравнению с темпами роста автопарка.

Норматив для крупнейших городов (свыше 1 млн. чел.) - 2км автомобильных дорог на 1  км2   города.

Только Франция соответствует этому стандарту - 2км/км2;     США - 0,5 км/км(без учета количества полос).

Япония - 1,3 км/км2;

Чехия - 0,6км/км2;

СНГ - 0,04км/км2.

4.  Рост мощностей автомобильных двигателей и динамичности автомобилей.

5.  Недооценка проблемы БД.

Субъективные причины (те, которые зависят от человека):

1.  Отсутствие у человека инстинкта боязни опасности  автомобиля.

2.  Незнание и нарушение правил ДД, как водителями, так и  пешеходами.

3.  Не соизмерение человеком своих возможностей с  техническими возможностями автомобиля.

2. Дорожное движение, как система

На дорогах функционирует сложная социально-техническая система, представляющая собой совокупность участвующих в движении пешеходов и различных типов транспортных средств, управляемых людьми, и называемая дорожным движением.

Специфические особенности и проблемы дорожного движения обусловлены прежде всего системой “водитель - автомобиль - дорога - среда движения” (ВАДС).

Используя элементарные понятия теории  множеств, эту систему   можно представить в виде взаимосвязнных компонентов В, А, Д, функционирующих в  среде С. Кроме того, в структуре можно выделить механическую подсистему АД - “автомобиль - дорога” и биомеханические подсистемы ВА - “водитель - автомобиль” и ВД - “водитель - дорога”, а также подсистемы СВ, СА, СД. В данной интерпритации термин “среда” охватывает пешеходов, сот рудников ГАИ (регулировщиков), а также погодно-климатические факторы.

Среда оказывает воздействие на автомобиль, водителя и дорогу.

               Рис. 1. Система ВАДС         рис. 2. Взаимодействие компон. ВАДС

Взаимосвязь и взаимодействие подсистем и компонентов системы ВАДС показаны на рис.

Применительно к водителю речь должна идти о состоянии его здоровья,  степени утомленности, уровне подготовки, умении принимать решения в условиях дефицита времени и правильно выбрать скорость в соответствии с условиями движения.

Применительно к автомобилю можно отметить, что на безопасность движения существенно влияют его габаритные размеры, тяговые и тормозные качества, головное освещение, удобство рабочего места водителя, маневренность, элементы пассивной безопасности и др.

Применительно к дороге это такие характеристики, как ширина проезжей части, коэффициент сцепления и ровность покрытия, геометрические параметры, состояние обочин, наличие и качество ограждений и других элементов инженерного оборудования.

Применительно к среде движения можно отметить, что на безопасность движения оказывают влияние погодно-климатические условия, наличие пешеходов и сотрудников ГАИ, осуществляющих надзор за движением.

Безопасность дорожного движения зависит от надежности входящих в систему ВАДС компонентов. Очевидно, что для обеспечение безопасного функционирования системы требуются достаточно большие затраты, но и при этом условии создание абсолютно безопасной системы невозможно, поскольку в неё входит человек, действия и ошибки которого существенно влияют на работоспособность системы в целом.

Специфика функционирования системы ДД заключается во взаимодействии технического и человеческого фактора. В ДД участвует огромное количество людей, как профессиональных так и непрофессиональных водителей, пешеходов. У каждого человека свои психофизиологические особенности. Деятельность водителя характеризуется рядом негативных факторов:

1.  Большой объем перерабатываемой информации и необходимость ее непрерывного синтеза.

2.  Хронический дефицит времени для принятия решений.

3.  Высокий уровень ответственности за принимаемые решения.

3. Требования к ДД.

Дорожное движение характеризуется:

-  эффективностью (экономичностью, продуктивностью);

-  безопасностью;

-  комфортабельностью.

          Соответствующие из характеристики требования:

          Эффективность- продуктивное ДД предусматривает создание таких условий ДД, которые обеспечивают высокую  скорость,  малое  время сообщения, минимум задержек транспортных средств.

Под безопасностью ДД понимается  создание  комплекса  условий требований к транспортным средствам, дороге, водителям, обеспечивающим минимальную вероятность ДТП.

Исследования и опыт свидетельствуют, что безопасное движение является одновременно и комфортабельным. Для удобства водителей и пешеходов предусматривают размещение автозаправочных станций, СТО,  пунктов  питания, отдыха  и т. д.

Таким образом, решение проблемы БД, экономичности и комфортабельности достигается с использованием системного подхода, т. е. при взаимоувязанном решении вопросов функционирования системы

Похожие материалы

Информация о работе