Современное состояние налоговой системы и налогообложения в России. Статистические методы анализа динамики и структуры налогов и налогооблагаемой базы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Оглавление

Глава 1: Современное состояние налоговой системы и налогообложения в России. 2

1.1.   Налоговая система России. 2

1.2.   Основные показатели, применяемые в статистике налогов и налогообложения в Российской Федерации. 18

1.3.   Статистические методы анализа динамики и структуры налогов и налогооблагаемой базы.. 24


Глава 1: Современное состояние налоговой системы и налогообложения в России

1.1.  Налоговая система России

В доходах бюджета современного государства важную роль имеют налоги. С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. Взимаемые на территории Российской Федерации налоги не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1) [2].

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1) [2]:

·  виды налогов и сборов;

·  основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

·  принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

·  права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

·  формы и методы налогового контроля;

·  ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

·  порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Налоговый Кодекс трактует понятие «налог» и «сборы» следующим образом [2]:

«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

В учебной литературе так же можно встретить следующее определение налога, которое в целом по сущности не отличается от трактовки в Налоговом Кодексе:

«Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Следует отметить, что в налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны» [7].

Итак, налоги – это инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов. В свою очередь налоги выполняют одновременно четыре основные функции (рис.1):

Рис. 1. Функции налогов

Далее рассмотрим краткую характеристику функций.

1)  Фискальная функция [3].

Является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей.

Считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной функции. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

2)  Распределительная функция [7].

Распределительная функция тесно связана фискальной. Данная функция налога выражает сущность как особого централизованный, фискальный инструмент распределительных отношений. Сутью данной функции является то, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Распределительную функцию достаточно часто называют еще и социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.

3)  Контрольная функция [3].

Данная функция заключается в обеспечении государственного контроля

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
110 Kb
Скачали:
0