Схема анализа влияния факторов на уровни показателя затрат на 1 рубль товарной продукции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции исчисляется как отношение полной себестоимости продукции к ее стоимости:

При оценке выполнения плана по себестоимости товарной продукции в пределах предприятия используют следующие исходные данные:

·  __________________________________________________________________ ;

·  __________________________________________________________________

;

·  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

·  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема анализа влияния факторов на уровни показателя затрат на 1 рубль товарной продукции (разностным методом или в относительных показателях)

                                      все выделенные факторы                                            

 


Изменение отпускных цен

Изменение объема и состава продукции

изменение себестоимости продукции

                                                                                                                            

Пример.

Расчет затрат на 1 руб. товарной продукции

№ строки

Наименование показателя

Уровень показателя

Показатели принятого плана

1

Стоимость произведенной товарной продукции в отпускных ценах, принятых при составлении плана, млн. руб.

2400

2

Полная плановая себестоимость произведенной товарной продукции, млн. руб.

2500

Отчетные показатели (фактические)

3

Стоимость фактически произведенной товарной продукции в действовавших отпускных ценах, млн. руб.

2800

4

Стоимость фактически произведенной товарной продукции в отпускных ценах, принятых при составлении плана, млн. руб.

2200

5

Полная фактическая себестоимость произведенной товарной продукции, млн. руб.

2450

6

Полная плановая себестоимость фактически произведенной товарной продукции, млн. руб.

2292,5

Уровни затрат на 1 руб. товарной продукции

7

Затраты на 1 руб. товарной продукции по утвержденному плану (стр. 2 : стр. 1), руб./руб.

1,0417

8

Фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в действовавших отпускных ценах (стр. 5 : стр. 3), руб./руб.

0,8750

9

Фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в отпускных ценах, принятых при составлении плана (стр. 5 : стр. 4), руб./руб.

1,1136

10

Затраты на 1 руб. товарной продукции по плану, пересчитанному на фактический объем и состав продукции (стр. 6 : стр. 4), руб./руб.

1,0420

11

Справочно: индекс отпускных цен на продукцию (фактические цены по отношению к учтенным при составлении плана), % (стр. 3 : стр. 4)

127,27

Анализ: общее отклонение фактических затрат на 1 руб. товарной продукции от их уровня по утвержденному плану составляет:

0,8750-1,0417=-0,1667 руб./руб.

это отклонение связано с влиянием следующих факторов:

1.  Изменением уровней фактически действовавших цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с их уровнем, принятым при составлении плана:

0,8750-1,1136=-0,2386 руб./руб.

2.  Изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида по сравнению с плановой себестоимостью:

1,1136-1,0420=0,0716 руб./руб.

3.  Влиянием ассортиментных сдвигов (изменением фактического объема и состава продукции по сравнению с предусмотренным и утвержденным в плане):

1,0420-1,0417=0,0003 руб./руб.

Заметим, что суммы оценок влияния всех выделенных факторов равны общему изменению уровня фактических затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с уровнем, предусмотренным в утвержденном плане:

4.  -0,1667=-0,2386+0,0716+0,0003 Влиянием ассортиментных сдвигов (изменением фактического объема и состава продукции по сравнению с предусмотренным и утвержденным в плане):

1,0420-1,0417=0,0003 руб./руб.

Кроме того, выполнение плана по себестоимости фактически произведенной товарной продукции (индекс выполнения плана по себестоимости) составляет 106,87 % (1,1136:1,042=1,0687). Таким образом, превышение фактической себестоимости товарной продукции над ее плановой себестоимостью составило 6,87%.

Анализ можно продолжить и оценить влияние каждого фактора на общее положение полной себестоимости все товарной продукции, для чего достаточно оценки влияния каждого фактора на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции умножить на стоимость фактически произведенной товарной продукции в действовавших в отчетном периоде оптовых ценах:

Влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. и на все издержки, связанные с производством товарной продукции

Фактор

Влияние на изменение затрат на

1 руб. продукции, руб./руб.

Весь объем продукции, млн. руб.

Изменение отпускных цен

-0,2386

-668,08

Изменение себестоимости товарной продукции

+0,0716

+200,48

Ассортиментные сдвиги в составе продукции

+0,0003

+0,84

Итого

-0,1667

-466,76

Выводы: единственный фактор, обеспечивающий экономию затрат на производство товарной продукции исходя из норматива затрат на 1 руб. товарной продукции, – повышение оптовых цен. Превышение фактической себестоимости товарной продукции над ее плановой себестоимостью привело к росту издержек на 200,48 млн. руб., и, кроме того, произошли неблагоприятные сдвиги в структуре продукции, что привело к росту издержек еще на 0,8 млн. руб.

Рассмотренные методы анализа показателей затрат на 1 руб. товарной продукции можно использовать в ходе анализа показателей рентабельности, так как показатели затрат на 1 руб. товарной продукции тесно связаны с показателями доли прибыли в отпускной цене.

Статистика финансовых результатов Статистика прибыли и рентабельности

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Статистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
446 Kb
Скачали:
0