Знание, познание, наука. Научный метод познания. Обобщение известных фактов. Критический анализ

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Владивостокский филиал

Кафедра Информатики и информационных таможенных технологий

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

на тему: Знание, познание, наука, научный метод.

Дисциплина: Концепции современного естествознания

Автор:

Владивосток

2011


Тема: Знание, познание, наука. Научный метод познания.

Классификация естественных наук.

Цель занятия: Дать студентам основные понятия «наука», «метод», «методология», а также объяснить значение метода как совокупности приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Литература по теме:

а) основная

1.  Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. , проф. . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 319 с.

2.  Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. / 8-е изд., испр. и доп . – M. : Академический проект, 2004.– 632 с.

б) дополнительная

1.  Рузавин Г.И. Методы научного исследования. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. М., 1984.

2.  Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – Раздел 6. С. 241 – 252.

3.  Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – гл.7. С. 156 – 177.

Учебные вопросы

1.  Знание, познание, наука.

Знание (в широком смысле) – субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. Знание (в узком смысле) — обладание проверенной информацией позволяющими решить поставленную задачу.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Раньше выделяли два методы познания:

·  ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ – метод познания действительности (объективной реальности) в ее противоречивости, целостности и развитии.

·  МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ – метод противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

С середины 19-го века метафизический метод вытиснился из естествознания диалектическим методом.

Современная теория познания помимо научного выделяет: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное (чувственное), философское, рассматривая их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности.

Наука — особый вид познавательной деятельности, направленный на получение, объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является

·  сбор научных фактов, их постоянное обновление, и систематизация;

·  критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний;

·  обобщение известных фактов, которые не только описывают известные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.

Методы познания по широте применимости принято подразделяют на:

·  всеобщие (диалектический, метафизический)

·  общенаучные (используемые в разных областях наук, имеющие широкое спектральное применение)

·  частнонаучные (используемые только в рамках исследования конкретной науки)  включают в себя те или иные общенаучные методы, то есть специфическое применение общенаучных приемов для изучения конкретной области.

Методология – система принципов, подходов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология науки — это система принципов исследовательской

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Статистика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
135 Kb
Скачали:
0