Взаимоотношения поколений как канал передачи социального опыта. Понятие общества. Общество как система

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Почему во Владивостоке доля жителей, имеющих легковой автомобиль с правым рулем больше, чем в среднем по России? Какие категории жителей Приморского края предпочитают легковые автомобили с левым рулем? Может ли легковой автомобиль служить показателем социального статуса владельца? Каким образом мнения и оценки других людей влияют на пользование легковым автомобилем? Можно ли обнаружить деление легковых автомобилей  на «мужские» и «женские»?

Попробуйте, ставя таким же образом вопросы о социальной обусловленности мобильных телефонов, развить социологический взгляд на этот предмет.

Индивидуальное задание 2. История моей семьи (История семьи).

В социологии качественными методами изучают взаимоотношения поколений в основном как канала передачи социального опыта, типов семейной культуры (языка, мифов, традиций, религии, социального статуса), а также модели семьи, семейные роли, семью как агент социализации, проблемы детства и семейной памяти. Тактикой исследования служат история семьи (история моей семьи), история жизни или кейс-стади.

Как и в других сферах применения, качественные исследования ориентированы здесь, прежде всего, не на выявление общих закономерностей, а больше на обнаружение отклонений, специфику проявления феноменов в определенных ситуациях. Например, как происходит (или не происходит) передача семейной культуры в экстремальной ситуации, когда внешнее влияние препятствует воспроизведению принятых образцов семейного поведения (влияние социальной революции, репрессий, тоталитарного режима и т.п.); как проблема умолчания о семейных секретах влияет на становление следующего поколения; как семьи пытаются адаптироваться к новой социальной ситуации в случае миграции или социальной революции.

Для выполнения задания, прежде всего, необходимо составить общий план исследования:

1.  Выберите тему исследования. Определите поле своего будущего исследования: «История моей семьи» или «История семьи».

2.  Определите тактику будущего исследования: кейс-стади, история семьи, история жизни и т.п.

3.  На двух страничках опишите: а) проблему или вопрос, который вы бы хотели исследовать; б) основной вопрос исследования; в) данные, которые вы будете собирать и анализировать;

г) ваше отношение к объекту изучения и участникам исследования.

После составления плана исследования приступайте к сбору информации. В качестве источников информации могут быть использованы семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений семьи, генеалогические графы.

Анализ собранной информации проходит в два этапа. Первоначально анализируются отдельные рассказы людей по тактике истории жизни, а затем анализируется история семьи в целом. При этом учитываются сведения разных членов семьи для поиска противоречий и несоответствий в их рассказах.

Существенно важным является точное представление не только о социальном контексте жизни семьи в целом, но и информация о региональных особенностях того района, где жила семья.

II. План  семинарского  (практического) занятия

Тема 1.1: Предмет и структура социологии

(Форма обучения: очная, очно-заочная)

1.  Понятие объекта и предмета социологии.

2.  Структура современной социологии: предметная, методологическая и прагматическая дифференциация.

3.  Количественные и качественные методы в социологии.

4.  Основные парадигмы в современной социологии: макросоциологические, микросоциологические, интегративные.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому (практическому) занятию

Главное внимание при изучении темы следует уделить развитию концепции социологического воображения, предложенной Ч.Р. Миллсом, в трудах польского социолога, академика П. Штомпки, видящего в ней водораздел, который отделяет социологию от других социальных наук. Кроме того, необходимо обратить внимание на мультипарадигмальность современной социологии, которая понимается как порядок разграничения сфер компетенции различных парадигм, сосуществующих на основе принципа взаимодополнительности.

При подготовке первого задания для самостоятельной работы необходимо использовать концепцию социологического воображения П. Штомпки. С этой целью, отвечая на поставленные вопросы, попытаться установить связь исследуемого явления с культурным, структурным и историческим контекстом, а также с индивидуальными и коллективными действиями людей.

При выполнении второго задания для самостоятельной работы дополнительная информация, необходимая для проведения исследования, может быть почерпнута из следующих источников:

1.  Семёнова, В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию /В.В. Семёнова. - М.: Добросвет, 1998.

2.  Ядов, В.А. Стратегии социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности /В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 2003. Гл. VI.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.  Бондаренко В.Ф. Социологическое исследование. Назначение, программа, организация. Учебное пособие. М.: Московский гуманитарный университет , 2008. - 87 с.

2.  Волков Ю.Е. Социология. Учебное пособие. М.: Издательство: Дашков и К, 2012. - 400 с.  

3.  Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: учебное пособие. Изд. 2-ое, перераб. и доп. Саратов: Изд-во Ай Пи Эр медиа, 2012. - 558 с.  

4.  Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. Монография. М.: Логос, 2010. - 408 с.

5.  Солнышкина М.Г.  Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. М.:  Московский гуманитарный университет, 2012. 32 с.  

6.  Симонова О.А. История социологии XX века. Избранные темы. Учебное пособие. М.: Логос; Университетская книга, 2012. 208 с.  Все книги издательства

7.  Солнышкина М.Г.  Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. М.:  Московский гуманитарный университет, 2012. - 32 с.  

8.  Социология. Учебник / под ред. В.К. Батурина.  М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с.  (Гриф МО)

9.  Шафранов-Куцев Г.Ф.  Социология. Учебное пособие. М.: Логос, 2011. -  368 с.  

Дополнительная литература

1.  Ковтун Г.С. Теория и история социологии: учебно-методическое пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. – 107 с.

2.  Социология. Учебник /под ред. Д.В. Иванова. М.: Высшее образование, 2005. – 326 с.

3.  Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Учебник. М.: Логос, 2005. – 664 с.

4.  Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. СПб.: Интерсоцис, 2006. – 112 с.

5.  Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003. – 596 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки:

1.  Понятие объекта и предмета социологии.

2.  Понятие социологического воображения (по П. Штомпке).

3.  Структура современной социологии.

4.  Количественные и качественные методы в современной социологии.

5.  Основные социологические парадигмы.

6.  Проблема мультипарадигмальности современной социологии.

Раздел 2. Общество.

Тема 2.1 Общество как система.

I. Задания  для  самостоятельной работы

 Задание. Поупражняйтесь в «социологическом воображении». Руководствуясь социологическим взглядом на общество как систему

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
882 Kb
Скачали:
0