Основные этапы развития менеджмента. Школа научного управления. Школа административного управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Командные роли не распределяются в приказном порядке через штатное расписание. Члены команды должны сами выбрать себе ту или иную функцию, в зависимости от профессиональных навыков и личных качеств.

Сотрудник может взять на себя несколько ролей сразу (например, генератор идей, визионер и эмоциональный лидер в одном лице) или гибко менять свой статус, в соответствии с ситуацией (например, от миротворца к переговорщику).

Главное, чтобы роли не дублировались, - так, два визионера могут разорвать группу, указывая разные направления движения. Кроме того, должны присутствовать все ключевые роли: прекрасная команда может завалить отличный проект по срокам из-за отсутствия контролера. Сотрудники должны точно знать, чего ожидать от коллег: так, от критика ждут именно критики, а не общих рассуждений. Ну и конечно, любой член команды должен ставить во главу угла интересы группы, а не свои собственные амбиции.

Эффективный коллектив не может возникнуть в один момент, по приказу сверху. Команда рождается в процессе и проходит несколько этапов развития.

49. Классификация групп

Группа - это совокупность людей, тесно взаимодействующих и оказывающих определенное влияние друг на друга, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности,  она занимает важное место в жизни тех людей, которые являются её членами.

Как отмечалось, любая группа проходит в своем развитии ряд стадий, но последовательность этих стадий зависит от субкультуры группы.

1. Группа с субкультурой «клика». Для членов этой группы основную роль играют эмоциональные отношения между ними, благоприятный психологический климат в группе, а уже затем успешное решение задачи. Пока члены группы не поймут, что их группа сложилась, что в ней уютно и приятно находиться, она не перейдет к решению поставленных задач.

2. Группа с субкультурой «комбинат». Для членов этой группы необходима определенность поставленных задач, а также своего места в решении данной задачи. Если, этого не происходит, члены группы из-за неопределенности начинают испытывать дискомфорт и тревогу. Поэтому группа сразу после адаптации к поставленной задаче переходит к нормированию деятельности, которую проводит, как правило, наиболее компетентный член группы, владеющий технологией осуществления деятельности. После создания правил инструментальной сферы группа может переходить к стадии функционирования, и, лишь там, столкнувшись с проблемами коммуникации, при возникновении конфликтов вернется к «проработке» эмоциональной сферы. При этом ценность эмоциональной сферы у «комбината» существенно ниже, чем у «клики».

3. Группа с субкультурой «кружок». После стадии адаптации к задаче каждый член группы определяет сам свое место в технологии ее решения, тот инструментарий, который может оказаться необходимым и переходит к самостоятельному выполнению своей подзадачи, т. е. группа переходит к стадии функционирования. При этом выполнение подзадач сочетается с нормированием деятельности внутри группы. Каждый очерчивает рамки своей компетентности, происходит нормирование взаимодействия специалистов. Нормы не могут быть вменены, как в «комбинате», они согласуются в группе. Только после налаживания инструментальной сферы группа переходит к налаживанию эмоциональной сферы. При этом ценность эмоциональной сферы в «кружке» ниже, чем в «клике». Стадию кооперации (мы-группа) «кружок» достигает позднее, чем «комбинат», и тем более позднее, чем «клика», в связи с превалирующей ценностью индивидуального над коллективным.

4. Группа с субкультурой команда. Развиваясь, группа последовательно сменяет эмоциональную и инструментальную сферы: адаптация - группирование - нормирование - кооперация - функционирование. Подобное развитие позволяет группе включить в свою субкультуру элементы «клики», «комбината», «кружка», при этом не останавливаясь не на одной из них. Существенным для формирования команды является процесс взаимодействия с другими группами в рамках реальной деятельности, без включения группы в решение практических задач невозможно достижения ею типа «команда».

63. Методы разрешения конфликтов и стили поведения в конфликтных ситуациях

5 основных способов разрешения межличностных конфликтов.

Избегание, уклонение - выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции.

Принуждение (противоборство) - настоять на своем путем открытой борьбы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Шпаргалки
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0