Туризм в глобальной геоэкономической системе. Прикладная задача геоэкономики. Структура туристической сферы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

организаторы и реализаторы путешествий (инфраструктура туроперейтинга, включающая туроператоров и турагентов);

- основные отрасли, непосредственно участвующие в создании турпродукта (гостиничное хоз-во, транспорт, общественное питание, экскурсионное обслуж, санаторно-курортное хоз-во, индустрия развлечений, розничная торговля);

- доп и сопутствующие отрасли, обеспечивающие создание турпродукта (связь, коммунально-бытовое обслуж, мед обслуж, консульские и дипломатические службы, страховые компании, информационные и рекламные агентства, учебные и научно-исследовательские организации);

- отрасли материального произв-ва, которые осуществляют произв-во товаров тур потребления и обеспечивают функционирование предприятий тур индустрии: произв-во тур снаряжения и инвентаря, специализированных средств транспорта, сувениров и др. (промышленность), произв-во местных продуктов питания (с/х), обустройство мест отдыха в лесу, управление охотничьими угодьями (лесное и охотничье хоз-во), создание тур инфраструктуры (строительство).

Т.о., тур комплекс явл, межотраслевым образованием, включающим, с одной стороны, материальное и нематериальное произв-во, а с другой — коммерческие, госбюджетные и общественные организации, взаимод-щие в процессе организации туризма. Собственно тур индустрия (объект экономических исследований) охватывает его коммерческий сектор, который включает производителей турпродукта и формирует предложение на тур рынке Предприятия тур индустрии делятся на две группы -- основные и дополнительные. Основными явл те из них, которые специализируются на обслуживании только туристов и гостей: турфирмы, гостиницы, специализированные оздоровительные учреждения (дома и базы отдыха, санатории, пансионаты, турбазы и т.д.), круизные суда и некоторые др. Дополнительные предприятия тур индустрии производят услуги для местного населения и туристов. К ним относятся магазины, предприятия ОП и местного общественного транспорта, культурно-развлекательные и спортивные учреждения, музеи и т.д.

4. Территориальная рекреационная система и ее системные характеристики

Объект рекреационной географиитерриториальная рекреационная система (ТРС). Это социальная географическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов: группы отдыхающих, природных и историко-культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуж персонала, имеющая единый орган управления и характеризующаяся пространственной и функциональной целостностью. Базовая модель ТРС представлена на рис. 1.2.

Структура модели ТРС показывает комплексность объекта исследования рекреац географии. Данная модель явл методологической основой комплексного географического анализа в туризме. На практике это проявляется следующим образом. Сначала изучаются параметры основных элементов ТРС в опред регионе или местности — подсистем «группа отдыхающих* (ГО) (туристы), «природные и историко-культурные комплексы» (ПК), «технические системы» (ТС), «группа обслуживающего персонала» (ОП), «орган управления» (ОУ). Затем анализируются системные показатели, характеризующие связи между элементами ТРС.

Концепция ТРС служит теоретической основой рекреационной географии. Она разрабатывалась авторским коллективом географов под руководством B.C. Преображенского на рубеже 1960—1970-х гг., но актуальна и сегодня при обосновании и разработке схем территориальной организации курортов, зон отдыха и туризма, рекреационных районов. Примерами ТРС явл нац парки.

Экономические признаки ТРС прослеживаются при рассмотрении ее модели. В центре находится группа отдыхающих, с экономической т.зр. — рынок сбыта тур услуг предприятий ТРС. Три других элемента—техническая система (инфраструктура), группа обслуживающего персонала (рабочая сила), природные и культурные комплексы — это три аналога основных классических факторов производства — капитала, труда, ресурсов. Взаимодействуя, они обеспечивают произв-во тур услуг. Т.о., в данной модели присутствуют такие эконом категории, как спрос и предложение, а также такие субъекты экономики, как производители и потребители тур услуг.

Орган управления регулирует взаимодействия элементов ТРС и отвечает за эффективное функционирование всей системы в целом. В его функции входят:

- контроль над состоянием и функционированием элементов ТРС;

- оперативное управление элементами ТРС с использованием административных, экономических и информационных методов;

- стратегическое планирование и прогнозирование процессов развития ТРС и формирования ее сети.

Т.о., орган управления в ТРС — это субъект менеджмента туризма с соответствующими свойствами, которыми обладает любое управленческое звено.

Специфика управления ТРС состоит в том, что управлять необходимо объектом, состоящим из разнородных элементов, имеющих очень сложную структуру. Это требует высочайшей квалификации от менеджеров.

Техническая система объединяет многообразные объекты тур индустрии, которые относятся к различным собственникам и имеют разную отраслевую принадлежность. Кроме того, она охватывает предприятия с несхожей развитостью туристских функций: от гостиниц, специализирующихся на обслуживании туристов, до предприятий розничной торговли и автосервиса, обслуживающих параллельно с туристами местных жителей.

Природные и культурные комплексы (рекреационные ресурсы) имеют разное происхождение, т.е. отличаются гетерогенностью, а потому требуют особых подходов

Похожие материалы

Информация о работе