Формирование лексических навыков речи. Лингвистическая и речевая компетенция

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Формирование лексических навыков речи

Задание 1. Ознакомьтесь с примерными вопросами по теме и попробуйте ответить на них, пользуясь предложенными ключами.

Вопросы

Ключи

1. Можно ли формировать все составляющие коммуникативной компетенции при организации обучения лексике? Обоснуйте свой ответ.

é Лингвистическая компетенция – отбор ЛЕ, их количество, соответствие реальному контексту деятельности (учет тематики, проблематики, речевых задач общения).

é Социолингвистическая и социокультурная компетенции – коннотативные значения ЛЕ, типичные коллокации, фоновая и безэквивалетная лексика. Нормы доступности употребления ЛЕ в различных ситуациях формального и неформального общения.

é Речевая компетенция – семантическое поле, его объем и качественные характеристики, его использование в различных ВРД, риторические приемы и использование лексики как средства выразительности и индивидуализации высказываний. Лексический навык как один из составляющих речевых навыков.

2. Что составляет наибольшую сложность для учителя и ученика при организации семантизации, отработки и контроля усвоения лексики? Как эти сложности можно предвосхитить и минимизировать? приведите примеры из собственного опыта обучения/ изучения ИЯ.

а) Что составляет наибольшую сложность?

é В зависимости от особенностей слова это может быть форма, значение, употребление (включая коннотацию и типичные коллокации), управление слова.

é Фоновая и безэквивалетная лексика.

é Стилистические особенности ЛЕ.

é Паронимы, синонимы, производные слова, омофоны, омографы.

б) Как минимизировать сложность?

é Выбор способа семантизации с учетом возможных сложностей.

é Отработка всех составляющих лексического навыка, формирование устойчивых синтагматических и парадигматических связей на уровне слова/ словосочетания/ предложения и т.д.

é Использование контрольных заданий как средства контроля и одновременно формирования указанных навыков.

3. Как проверить уровень сформированности лексических навыков? Какие параллельные цели и задачи можно при этом решать? Какие задания можно считать наиболее легкими/ трудными и почему?

Чисто языковая грамотность:

é задания на множественный выбор, перифраз, заполнение пропусков, образование производных слов, нахождение и исправление ошибок;

é при перифразе – грамматика.

Лексическая сторона речевых умений:

в процессе обучения и контроля умений в чтении, аудировании, говорении и письме.

Социокультурные умения:

é адекватность выбора слова  по контексту;

é умение объяснить значение фоновой и безэквивалетной лексики;

é умение выбирать и использовать лексику для создания определенного эффекта (юмористического, официальности и т.д.)

4. В чем проявляется использование собственно методических принципов обучения ИЯ в системе обучения лексике?

Принцип коммуникативности; принцип учета родного языка; принцип дифферентации и интеграции:

é выбор адекватных способов семантизации (переводных и безпереводных);

é отработка формы/ значения/ употребления в различных контекстах

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0