Характер и личность. Два основных подхода к личности – с позиции теории черт или с позиции интеракционизма, страница 2

Исследования Голдберга, Косты и Мак-Крэя показали, что все многообразие индивидуальных различий бесконечно, однако большинство этих различий не имеет значения для повседневных взаимоотношений. Однако постепенно в процессе взаимодействия с окружающими люди осознают, что какие-то черты являются для них особенно важными.

Факторный анализ наивных и профессиональных описаний личностных типов свидетельствует о том, что индивидуальные различия можно упорядочить в соответствии с пятифакторной структурой:

1. Экстраверсия (энергичность). Отражает широту и интенсивность межличностного взаимодействия, уровень активности, разговорчивость, напористость, решительность, страсть к приключениям.

2. Дружелюбие (приветливость). Отражает доброжелательность к другим людям, склонность к сотрудничеству, доверчивость, неэгоистичность, щедрость.

3. Сознательность. Отражает степень организованности и настойчивости, ответственность, практичность, тщательность, усердность.

4. Нейротизм или эмоциональная неустойчивость. Отражает напряженность, нервозность, нестабильность, постоянное недовольство, повышенную эмоциональность.

5. Интеллект (открытость опыту). Отражает активное стремление к поиску нового опыта, богатство воображения, склонность к творческим решениям, любопытство, искушенность (опытность), любовь к размышлениям.

Противоположенные вышеуказанным качества вы можете сформулировать сами.

Психологи, работающие в рамках подхода «Большая пятерка», полагают, что индивидуальные оценки человека по факторам большой пятерки становятся стабильными приблизительно в возрасте 30 лет. Ряд исследований показывает, что молодых людей в возрасте до 25 лет существенно выше показатели нейротизма и экстраверсии, и ниже – сознательность и дружелюбие (что отражает вовсе не их личностные недостатки, а, скорее, особенности данного этапа развития личности).

Как мы уже указывали выше, помимо подхода теории черт, существует и интеракционистский подход к личности. Этот подход утверждает, что поведение человека определяется взаимодействием между личностными характеристиками (например, чертами) и факторами ситуации. Между личностью и ситуацией существует неразрывная взаимная связь, не только личность воздействует на ситуацию, но и ситуация воздействует на личность. Например, с точки зрения данного подхода личности определенного типа будут испытывать стресс в совершенно определенной ситуации, и в то же время, их поведение в данной ситуации преобразует ее особым, уникальным образом. В этом смысле нельзя сказать, что первично – личность или ситуация. Для разных личностей одна и те же внешне ситуация будет различной, и повлияет на них по-разному.

Мотивы и потребности характеризуют направленность личности.

Потребность – это психическое состояние, когда человек переживает нехватку, настоятельную нужду в чем-либо.

Мотив – предмет потребности, т.е. то, в чем человек испытывает нужду.

Набор потребностей не является врожденным. У человека в течение жизни не только появляются новые потребности, но и изменяются способы их удовлетворения, а также их иерархия. Возникновение потребности сопровождается характерным эмоциональным состоянием напряжения, которое уменьшается по мере ее удовлетворения. Как правило, одна и та же потребность у человека возникает многократно.

Психолог Маслоу составил иерархию потребностей:

1.  потребность в самоактуализации

2.  потребность в самоуважении

3.  потребность в социальных связях

4.  потребность в безопасности

5.  физиологические потребности (голод, жажда и т.п.)

Потребности низших (4 и 5 уровней) Маслоу называл дефицитарными, высших – потребностями роста. Самоактуализация может стать мотивом поведения только в том случае, когда удовлетворены низшие потребности. Под потребностью в самоактуализации Маслоу понимал потребность во всестороннем раскрытии своих способностей, в творчестве, в высших ценностях.

Хотя потребности 5-3 уровней роднят нас с животными, мы отличаемся от животных способами удовлетворения и предметами данных потребностей. При рождении ребенка предметы потребностей ему не заданы. Он «не знает», как и чем нужно удовлетворять голод, кого любить, чего бояться. Лишь во взаимодействии со взрослым (на ранних этапах жизни прежде всего с матерью) он усваивает социальные правила удовлетворения потребностей.