Самостоятельная работа учащихся. Жесткое и гибкое управление. Дистанционное обучение

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Самостоятельная работа – вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемый без непосредственного контакта с преподавателем с помощью специальных средств обучения, которые выполняют функцию управления самостоятельной деятельностью учащихся на всех ее этапах.

Управление СР

Жесткое управление

Гибкое управление

Эвристическое управление

«Автономность» учащегося

Новые информационные технологии

Дистанционное обучение (см. стр. 169)

Рефлексия – процесс осмысления своей деятельности и законов ее функционирования, переосмысление и перестройка с субъективных позиций содержания своего опыта.

Самоконтроль – сознательный анализ, оценка и регулирование хода учебной деятельности, целей и путей достижения требуемого результата.

Доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний часто ведет к торможению восприятия учащихся, они остаются внутренне пассивными.

СР в изучении иностранного языка вызывает активность учащихся, носит индивидуальный характер. Учащиеся используют источники информации в зависимости от своих потребностей, возможностей, работают в своем темпе. СР осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах, целым классом.

Для развития СР необходимо:

1.  Осознание цели выполняемой деятельности, каждого упражнения;

2.  Знание самой процедуры выполнения задания;

3.  Умение пользоваться для выполнения соответствующими средствами обучения (звукозапись, ТСО, книги, словари, памятки);

4.  Иметь опоры в материале заданий.

В педагогике выделяют 3 уровня СР – воспроизводящий, полутворческий и творческий.

Воспроизводящий лежит в основе других уровней. Это база для усвоения нового (чтение за диктором, списывание с учебника). Не следует держать учащихся на этом этапе долго.

Полутворческий – перенос приобретенных знаний, знаний, навыков и умений на другие (чтение слов, предложений, текстов без эталонов, преобразование материала в письменной форме). СР требует большой мыслительной активности.

Творческий – решение сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении (подготовить сообщение на тему, высказать свое отношение). Формирует творческую личность.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Самостоятельная работа – один из самых доступных и проверенных педагогической практикой путей повышения эффективности урока и формирования познавательной деятельности учащихся.

Передовые педагоги прошлого века уделяли большое внимание проблеме формирования самостоятельности как личностно значимого качества учащихся. В педагогике самостоятельность рассматривается как один из основных принципов обучения.

Как дидактическое явление, самостоятельная работа – понятие неоднозначное, она может принимать различные формы, виды и приемы, а также рассматривается на разных уровнях.

Самостоятельную работу можно определить как индивидуальную или коллективную учебную деятельность, которая осуществляется без непосредственного руководства учителя в специально отведенное для этого время.

Цель организации самостоятельной работы учащихся на уроке – поиск новых знаний; их осмысление, закрепление и повторение; формирование и развитие учебных умений и навыков; обобщение и систематизация приобретенных знаний; контроль за усвоение ЗУНов.

Как дидактическое явление, самостоятельная работа может представлять собой учебное задание, т.е. объект учебной деятельности, а также способ деятельности учащегося, приводящий к получению совершенно нового для него результата.

Наиболее распространены следующие виды самостоятельной работы учащихся:

·  работа с учебником, учебными пособиями  первоисточниками;

·  решение задач  и проблемных творческих ситуаций;

·  выполнение упражнений;

·  проведение самостоятельных наблюдений;

·  лабораторные работы;

·  выполнение письменных работ (сочинения, изложения и т.д.);

·  конструирование, моделирование и др.

По дидактическим целям самостоятельная работа учащихся подразделяется на:

·  подготовительную;

·  направленную на усвоение новых знаний;

·  тренировочную;

·  обобщающе-повторительную;

·  контрольную.

Подготовительная самостоятельная работа имеет целью повторение ранее изученного материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний, формирования новых учебных умений и навыков и включения их в общую систему уже сформированных знаний, умений и навыков по предмету. Виды: упражнения, выборочное повторительное чтение учебника, использование словарно-справочной литературы, составление схем и таблиц и т.д.

Самостоятельная работа, направленная на усвоение новых знаний, особенно широкое применение находит в старших классах при изучении отдельной темы курса или на одном уроке. Виды: работа с первоисточниками и справочно-энциклопедической литературой, просмотр учебных фильмов и диафильмов, прослушивание учебных звукозаписей и т.д.

Тренировочная самостоятельная работа применяется при закреплении и совершенствовании знаний, практических умений и навыков, применении их в нетрадиционных, незнакомых учащимся условиях. Виды: упражнения, практикумы, решение учебных задач и проблемных

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
52 Kb
Скачали:
0