Вопросы современной дидактики в профессиональной деятельности педагога. Моделирование учебной деятельности в реформируемой школе

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Вопросы современной дидактики в профессиональной деятельности педагога

(Аннотации к лекциям и практическим занятиям, вопросы для самоконтроля, литература)

I.  , старший преподаватель кафедры современных технологий образования;

, проректор по учебной работе, доцент кафедры современных технологий образования:

Моделирование учебной деятельности в реформируемой школе (деловая игра) – 6 часов

Цель занятий: повышение педагогической компетенции педагогов через формирование умения создавать учебную модель, направленную на эффективное изучение предметного содержания, построения системы познавательных целей.

          Ключевые слова:

Моделирование, целеобразование, мотивация, методы и приёмы, учебная деятельность, формы организации познавательной деятельности, технологическая карта, обученность, обучаемость, отбор содержания, результативность.

Слушатели познакомятся с понятием моделирования как одним из теоретических методов научного исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот  второй объект называется  моделью. Обращается внимание на способы моделирования на уровне учебного предмета, раздела или темы. Программа предусматривает знакомствос видами мотивов испособами мотивации.

Практические занятия нацелены на формирование умения создавать учебную модель, направленную на эффективное изучение предметного содержания; выработку умения определять и осуществлять постановку триединой дидактической цели, построения системы познавательных целей исходя из возможностей предмета; моделировать предметное содержание на уровне отдельной темы, раздела с учётом типа урока.

Вопросы  для самоконтроля

1.Принципы обучения  на современном этапе.

2.Требования к целеполаганию, пути формирования целей.

3. Уровни учебного содержания.

4.Условия отбора методов и приёмов для реализации предметного содержания.

5.Эффективность отбора форм организации познавательной деятельности.

6.Виды рефлексии.

Литература:

1.Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация. // Инновации в школе. – 2004, №3. – с.118-130.

2.Анализ урока в обучающих технологиях // В кн.: Коротаева Е.В.  Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 176с.

3.Батурчык А.П. Ацэнка якасцi урока . // Народная асвета. – 2002, № 2. – с.12-13.

4.Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе : проблемы и решения. – М.: Сентябрь,№3. – с.160

5.Безрукова  В. Достоинства и недостатки современного урока. // Директор школы. – 2004, № 2. – с.33-37.

6.Гин А.  Приёмы письменного контроля. // Педагогическая техника, 2004. № 4. – с.35-39.

7.Гин А. Приёмы письменного контроля. // Педагогическая техника. – 2004, №4. – с.6-8.

8.Гузеев В. Организация урока в форме проблемного семинара. // Народное образование. – 2002, №  8. – с.85-99.

9.Жиляев А.А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий.  // Инновации в образовании. – 2004, № 3. – с.139-152.

10.Зеков М.Г., Млявый Ю.П. Тест – уроки в организации учебной деятельности. // Народная асвета. – 2002, № 5-6, с.9-14.

11.Земченко А.А.  Дидактический театр как нетрадиционный тип урока в управлении и воспитании младших школьников. // Кiраванне у адукацыi. – 2004, № 1. – с.45-55.

12.Канаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке. // Школьные технологии. – 2004,№4. – с.184-186.

13.Мазурина С.В. Современный урок : моделирование учебного содержания. // Народная асвета. – 2004, №8. – с.29-31.

14.Левитес Д.Г.  Ш. –Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – М.: НПО «МОДЭК», 2001. – 256с.

15.Охитина Л.Т.  Психологические основы урока. – М.: Просвещение, 1977. – 96с. 

Аналитическая культура учителя (практические занятия) – 4 часа

Цель занятий: повышение педагогической компетенции педагогов через совершенствование аналитической культуры.

Повышение эффективности деятельности педагогов во многом зависит от их умения анализировать свою профессиональную деятельность.

          Ключевые слова:

Целеобразование, мотивация, методы и приёмы, учебная деятельность, формы организации познавательной деятельности, технологическая карта, обученность, обучаемость, отбор содержания, результативность.

Технологизация образования – это объективная тенденция, которая всё более активно проявляет себя в школьной практике. Её объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются учителями. Преодолению этих проблем, как показывает инновационная практика, помогает умелое и ресурсообеспеченное применение в учебном процессе современных образовательных технологий и умением учителя анализировать свою педагогическую деятельность.

Вопросы для самоконтроля

1. Анализ. Виды анализа.

2.Требования к уроку на современном этапе.

3.Роль мотивации в учебном процессе.

4.Формы  организации познавательной деятельности.

5.Условия отбора методов и приёмов для реализации предметного содержания.

Литература:

1.Квашко Л.П.  Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока.  // Практика администр. раб. в школе. – 2004, № 1. – с.2 ( см. папку « практика адм. раб. в школе» )

2.Коротаева Е.В.  Анализ урока в обучающих технологиях //: В кн.: Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьника. – М.: Сентябрь,2003. – с.119-131.

3.Курилина е. Урок литературы – мастерская нравственности. // Минская школа. – 2004,№3. – с.35-37.

4.Лещинский В., Кульневич С. Как подготовиться к уроку. // Педагогическая техника. – 2004, № 1. – с.5-10.

КНИГИ

1.Винокуров А.И. Наблюдение и анализ урока в школе. – Смоленск, 1998. – 46с.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие. – Ростов -на- Дону.: учитель, 2001. – 176с.

3.Культура  современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997. – 92с.

Новые подходы к организации учебной деятельности учащихся в условиях 12-летней школы (дискуссия) – 6 часов

Цель занятий: ознакомить слушателей курсов с новыми подходами

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
123 Kb
Скачали:
0