Театр Но Кегэн. История жанра. Основатели. Продолжительность классического спектакля

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.Введение.

В Японии до наших дней сохранились три старинных театральных жанра. Это, прежде всего возникший еще в 14 веке театр Но. В большой, построенной по законам контраста, программе этого театра лирико-музыкальные драмы чередуются с фарсом кеген. Значительно позже, в 17 веке, появились как зрелища для простых горожан театр Кабуки и театр кукол Дзерури.

Расщепления на драму и комедию в репертуаре Кабуки и Дзерури не произошло. Многоактные пьесы с развитой сюжетной фабулой легко совмещали в себе напряженные драматические ситуации и комедийный гротеск.

Каждый из старинных театральных жанров Японии имеет свою четко очерченную индивидуальность и свою долгую историю. Пьесы замечательных драматургов прошлого не сошли с подмостков сцены и до сих пор исполняются согласно многовековым канонам и традициям. Традиции эти передаются от мастера к ученику, и в актерских династиях составляют драгоценное семейное наследие.

С приходом нового времени в Японии под влиянием европейского искусства возник современный театр. Появилась своя собственная опера, свой балет, множатся массовые зрелища на западный образец. Но старинный японский театр всех трех жанров сумел отстоять свое “место под солнцем”, проявив необычайную способность к выживанию.

Это, впрочем, не значит, что он – музейный раритет, неподвластный ходу времени. Актеры – не мертвые копировщики. Меняются и исторически обусловленное восприятие зрителей, их вкусы и запросы.

Сквозь отстоявшиеся веками театральные формы неизбежно проникают новые ритмы истории, освежая трактовку роли, трансформируя исподволь структуру спектакля. Время как бы убыстрилось, представления становятся короче. Так постепенно накапливаются перемены даже в старейшем, казалось бы, навеки застывшем театре Но. Зрители ( за вычетом немногочисленной элиты ) не предаются в нем медлительному созерцанию, потому что им уже чужда средневековая метафизическая эстетика.

Однако даже театр Но, наиболее далекий от нашего времени, не потерял своего былого обаяния. Он все еще восхищает зрителей, его классические традиции плодотворны, они продолжают оказывать воздействие на японское искусство, даже такое современное, как кинематография. По признанию кинорежиссера Акиро Куросава, школой его был именно

Похожие материалы

Информация о работе