Энергосбережение на предприятиях белорусской железной дороги, страница 2

2 Снижение температуры внутри отапливаемых помещений в нерабочее время.   При покупке тепловой энергии со стороны данное мероприятие можно осуществить путем внедрения автоматического регулятора температуры (типа Рацион который обеспечит снижение температуры вне отапливаемых помещений до 3-7 °С в нерабочее время и поднимет ее до нормативных величин к началу работы. При условии наличия собственной котельной мероприятие можно осуществить вне­дрением отопительного графика температур, кото­рый будет учитывать снижение температуры теплоносителя в нерабочий период.

3  При проведении обследования наружных ог­раждений строительных конструкций (производственных,   административных  и   бытовых  зданий предлагаются эффективные, но наиболее дешёвого пути снижения расходов тепловой энергии на утепление по сравнению с тепловой модернизация зданий термошубой. Например,  замена одинарного остекления на двойное позволит сэкономить тепло на отопление примерно в 2 раза за счет увеличения  сопротивления теплопередаче оконных проемов.

4  Отсутствие автоматических регуляторов рас­хода греющего теплоносителя на бойлерах горяче­го водоснабжения приводит к бесконтрольному, в основном завышенному, расходу греющего пара, что влечет за собой перегрев   воды в сети до 90%. Данный недостаток можно устранить путем установки приборов автоматики. Внедрение авто­матических регуляторов расхода на бойлеры горя­чего водоснабжения позволит снизить температуру в системе до нормативных величин 60 - 65 °С. Экономия тепловой энергии достигается за счет снижения потерь тепла в окружающую среду на­ружными поверхностями бойлерных установок и трубопроводами сети горячего водоснабжения.

Например, в котельной Витебского локомотив­ного депо температура нагретой воды на выходе из бойлера по фактическим замерам составляет 90 °С.

При установке автоматического регулятора и снижении температуры до нормативных величин потери тепла Qнорм= 30,24 Гкал/год.

Срок окупаемости данного мероприятия соста­вит 1,73 года.

5 Установка автоматических конденсатороотводников на технологическое оборудование: гладильные машины вагонных участков, машины химической чистки КХ-014, теплообменное оборудование бойлеры горячего водоснабжения и сетевые подогреватели, сушильные установки - приведет к снижению потерь тепла с пролетным паром на 2-5%.

6 При открытой схеме системы сбора и возврата конденсата имеют место потери тепла в атмосферу с паром вторичного вскипания. Данные потери обусловлены разностью давлений насыщения конденсатопроводе и конденсатном баке. Устранение потерь возможно установкой на конденсатном баке охладителя выпара. Охлаждающим теплоносителем можно принять холодную воду, идущую на теплообменное оборудование системы водоснабжения.

Помимо стандартных мероприятий по экономии тепловой энергии сотрудники НИЦ Э и ЭТ предлагают разработку нового менее энергоемкого и более мобильного оборудования, в частности, гладильных и моечных машин.

В настоящее время на вагонных участках экс­плуатируются барабанные гладильные машины. В качестве греющего теплоносителя используется пар с температурой 150-170 °С, во многих случаях данной температуры недостаточно для полного высушивания белья. Несоблюдение режимов при­водит к необходимости повторения цикла глаже­нья, что приводит к увеличению времени сушки, а следовательно, завышению удельных расходов тепла. Для повышения мобильности и снижения удельных расходов тепловой энергии можно раз­работать опытный образец гладильной машины, использующей в качестве источника тепла инфра­красные горелки на газообразном топливе. Горел­ки встраиваются в гладильный барабан, обвязан­ный газоходами, системой рециркуляции, утилиза­ции тепла отработавших газов, автоматики безо­пасности и регулирования процессов горения.

Значительную долю (35 – 55 %) в тепловом ба­лансе ремонтных предприятий занимает мойка де­талей и оборудования. Наиболее широко приме­няемый в вагонных и локомотивных депо Белорус­ской железной дороги способ очистки деталей от грязи, коррозии и нагара - это мойка в щелочном растворе.

Эксплуатируемые моечные машины обладают низкой эффективностью использования тепловой энергии вследствие следующих недостатков:

• необходимость в разогреве моющего раствора в полном его количестве, что нерационально при малых объемах работ (например, объемы раствора моечной машины тележек вагонов   достигают 25 м3)

• отсутствие автоматических   регуляторов рас­хода греющего теплоносителя;

•  отсутствие автоматических конденсатородатчиков, что приводит к попаданию пролетного пара в конденсаторопровод и завышенному расходу теп­ловой энергии;

•  применение барботажного способа подогрева в очистных сооружениях ухудшает процесс очист­ки моющего раствора, а следовательно, качество мойки;

•  не производится утилизация тепловой энер­гии   отработавшего  раствора,   поступающего  на очистные сооружения после мойки;

•  необходимость поддержания в горячем резер­ве очистных сооружений  в  нерабочее время  в холодный период года.

Снижение расхода тепловой энергии на мойку и очистку деталей и узлов возможно путем модерни­зации моечных машин. Например, подогрев рас­твора моечной машины тележек можно осущест­вить ступенчато: на первой ступени - подогрев до температуры 35 - 40°С путем утилизации тепла отработавшего раствора в теплообменном блоке, на второй ступени - подогрев моющего раствора паром до температуры 80 - 90 °С в кожухотрубном теплообменнике с автоматическим регулятором расхода пара и конденсатороотводчиком. При небольших объемах очистных емкостей нужно рассмотреть вопрос их переноса в помещение, что исключит необходимость постоянного подогрева в холодный период года.